Три века и одно иркутское будущее

Две кольцевых дороги, теннисные корты на крышах многоярусных автостоянок, восстановленные памятники архитектуры, новые гостиницы, музеи, выставочные центры, несколько детских садов и даже «заповедные зоны» — все это пообещали мэру Иркутска Владимиру Якубовскому разработчики проекта планировки центральной части города. Проект был представлен на состоявшемся на минувшей неделе заседании Градостроительного совета. Выслушав главного архитектора грядущих преобразований Николая Белякова, мэр отправил проект на доработку.

По мнению мэра Иркутска Владимира Якубовского, судьба каждого памятника деревянной архитектутры должна решаться в индивидуальном порядке. Фото Евгения Козырева

Перечисляя, что именно предстоит сделать в центре Иркутска, Николай Беляков обозначил основные проблемы, существующие в наиболее старой части города. Самыми незначительными на фоне прочих представлялись вопросы реконструкции систем тепло-, электро- и водоснабжения, а также ливневой канализации (хотя, пожалуй, для постоянных жителей Кировского района они имеют как раз первостепенное значение). При этом средняя плотность населения в центральной части Иркутска очень низкая (116 человек на один гектар), как невысоко и количество автомобилей (280 авто на тысячу человек). Но зато очень много так называемых «временных жителей» и проезжающего транспорта. Поэтому в ближайшие годы очень важно, по мнению разработчиков проекта, решить транспортную проблему и изменить концепцию пешеходного движения. Как именно, конкретизировано не было, Николай Беляков лишь напомнил маршруты, по которым будут проходить большое и малое транспортные кольца, плюс упомянул о развязке на углу улиц Тимирязева, Седова и Ленина.

Вместо Шанхая — многоярусная парковка

Вопросу строительства автостоянок различных видов (от обычных наземных до пока еще непривычных для Иркутска подземных и многоярусных) работавшие над будущей планировкой центра города архитекторы «Иркутскпромстройпроекта», напротив, уделили особое внимание. Для начала пересчитали количество имеющихся в наличии парковочных мест и получили вполне оптимистичную цифру — 10,5 тысяч. Далее из расчета, что к моменту окончания работ по реконструкции центра города в Кировском районе будет проживать более 36 тысяч человек, вычислили, какая к 2020 году будет потребность в парковочных местах (получилась очень точная цифра — 11088 мест). При этом по проекту к 2020 году центр Иркутска будет располагать 17130 местами. В частности, самая большая многоярусная парковка, вместимостью более тысячи автомобилей, расположится на улице Софьи Перовской, в районе рынка Шанхай, а на ее крыше разместится несколько теннисных кортов. Несколько небольших по размеру подземных автостоянок предполагается построить в окрестностях стадиона «Труд» и на острове Юность. Самый же экзотический проект развернется на площади перед зданием областной администрации, где, по замыслу архитекторов, разместится подземная двухуровневая стоянка.

Также в ближайшие годы предстоит масштабная работа по озеленению города, оснащению его новыми спортивными учреждениями (в частности, планируется строительство нескольких спортивно-оздоровительных комплексов), реконструкции ряда муниципальных учреждений (от больниц до школ и детских садов). Здания, не представляющие ни исторической, ни практической значимости, будут снесены. На их месте начнется новое строительство, в ходе которого, по мнению Николая Белякова, в первую очередь надо ориентироваться на возведение объектов туристической инфраструктуры — новых гостиниц, музеев, выставочных центров, архитектурных комплексов и прочего.

Музейный Иркутск

Но самое главное, — и в этом уверены разработчики проекта, — реконструкция не должна повлиять на исторический облик города. Именно поэтому большинство памятников историко-культурного наследия предложено было сохранить, объединив их в «заповедные зоны» или своеобразные комплексы, которые будут использоваться под современные нужды, но хранить дух старого Иркутска. Всего сегодня в Кировском районе насчитывается 276 памятников истории: 99 каменных зданий, расположенных преимущественно на улицах Карла Маркса и Урицкого, и 177 — деревянных. Решение по сносу отдельных объектов Николай Беляков назвал «деструктивным».

Более того, возможно, что к 2020 году в городе появится несколько восстановленных памятников дореволюционного периода иркутской истории. Будут это, скорее всего, Амурские и Московские ворота и одна часовня. Вот только подробностей всех этих грандиозных планов Николай Беляков сообщить не успел, потому как в это время последовала критическая реплика мэра Владимира Якубовского: «Из города нельзя делать музей». Следом градоначальник охарактеризовал и другие предложения проектировщиков: затею с автостоянками назвал утопической, проблему электроснабжения — совершенно нерешенной, большинство предложений — формальными, а значит, едва ли способными изменить облик города. После чего снова вернулся к самому больному вопросу, связанному с судьбой памятников деревянной архитектуры. Главный аргумент мэра был таков: чтобы город развивался, он должен ориентироваться не на прошлый век, а на будущий. Следовательно, к каждому объекту нужен индивидуальный подход, чтобы определить, нужен он в светлом иркутском будущем, которое, по планам, должно наступить уже через 12 лет, или там ему места нет. Только так, по мнению Владимира Якубовского, можно будет и исторический облик города сохранить, и сделать пребывание в нем по-настоящему приятным и комфортным.

Теперь у архитекторов «Иркутскпромстройпроекта» есть две недели, чтобы придумать, как эти планы воплотить в жизнь. Задача непростая: в одном иркутском будущем им предстоит уравновесить три века — прошлый, настоящий и грядущий. Каким он будет — покажет время. Но в любом случае, уверен директор Музея декабристов Евгений Ячменев, к процессу реконструкции исторического центра города нужен очень острожный подход. Именно поэтому любое новое строительство должно идти как дополнение к исторически сложившейся архитектурной среде. «Остановить развитие старого Иркутска в новых условиях нельзя, но нужно сохранить его дух», — заверил присутствовавших Евгений Ячменев и добавил, обращаясь к Владимиру Якубовскому: «Мы хотим видеть в вас мэра исторического города, а не серого кардинала нового строительного бизнеса».

Анна Амелова