Три века и одно иркутское будущее
По мнению мэра Иркутска Владимира Якубовского, судьба каждого памятника деревянной архитектутры должна решаться в индивидуальном порядке. Фото Евгения Козырева
Перечисляя, что именно предстоит сделать в центре Иркутска, Николай Беляков обозначил основные проблемы, существующие в наиболее старой части города. Самыми незначительными на фоне прочих представлялись вопросы реконструкции систем тепло-, электро- и водоснабжения, а также ливневой канализации (хотя, пожалуй, для постоянных жителей Кировского района они имеют как раз первостепенное значение). При этом средняя плотность населения в центральной части Иркутска очень низкая (116 человек на один гектар), как невысоко и количество автомобилей (280 авто на тысячу человек). Но зато очень много так называемых «временных жителей» и проезжающего транспорта. Поэтому в ближайшие годы очень важно, по мнению разработчиков проекта, решить транспортную проблему и изменить концепцию пешеходного движения. Как именно, конкретизировано не было, Николай Беляков лишь напомнил маршруты, по которым будут проходить большое и малое транспортные кольца, плюс упомянул о развязке на углу улиц Тимирязева, Седова и Ленина.
Вместо Шанхая — многоярусная парковка
Вопросу строительства автостоянок различных видов (от обычных наземных до пока еще непривычных для Иркутска подземных и многоярусных) работавшие над будущей планировкой центра города архитекторы «Иркутскпромстройпроекта», напротив, уделили особое внимание. Для начала пересчитали количество имеющихся в наличии парковочных мест и получили вполне оптимистичную цифру — 10,5 тысяч. Далее из расчета, что к моменту окончания работ по реконструкции центра города в Кировском районе будет проживать более 36 тысяч человек, вычислили, какая к 2020 году будет потребность в парковочных местах (получилась очень точная цифра — 11088 мест). При этом по проекту к 2020 году центр Иркутска будет располагать 17130 местами. В частности, самая большая многоярусная парковка, вместимостью более тысячи автомобилей, расположится на улице Софьи Перовской, в районе рынка Шанхай, а на ее крыше разместится несколько теннисных кортов. Несколько небольших по размеру подземных автостоянок предполагается построить в окрестностях стадиона «Труд» и на острове Юность. Самый же экзотический проект развернется на площади перед зданием областной администрации, где, по замыслу архитекторов, разместится подземная двухуровневая стоянка.
Также в ближайшие годы предстоит масштабная работа по озеленению города, оснащению его новыми спортивными учреждениями (в частности, планируется строительство нескольких спортивно-оздоровительных комплексов), реконструкции ряда муниципальных учреждений (от больниц до школ и детских садов). Здания, не представляющие ни исторической, ни практической значимости, будут снесены. На их месте начнется новое строительство, в ходе которого, по мнению Николая Белякова, в первую очередь надо ориентироваться на возведение объектов туристической инфраструктуры — новых гостиниц, музеев, выставочных центров, архитектурных комплексов и прочего.
Музейный Иркутск
Но самое главное, — и в этом уверены разработчики проекта, — реконструкция не должна повлиять на исторический облик города. Именно поэтому большинство памятников историко-культурного наследия предложено было сохранить, объединив их в «заповедные зоны» или своеобразные комплексы, которые будут использоваться под современные нужды, но хранить дух старого Иркутска. Всего сегодня в Кировском районе насчитывается 276 памятников истории: 99 каменных зданий, расположенных преимущественно на улицах Карла Маркса и Урицкого, и 177 — деревянных. Решение по сносу отдельных объектов Николай Беляков назвал «деструктивным».
Более того, возможно, что к 2020 году в городе появится несколько восстановленных памятников дореволюционного периода иркутской истории. Будут это, скорее всего, Амурские и Московские ворота и одна часовня. Вот только подробностей всех этих грандиозных планов Николай Беляков сообщить не успел, потому как в это время последовала критическая реплика мэра Владимира Якубовского: «Из города нельзя делать музей». Следом градоначальник охарактеризовал и другие предложения проектировщиков: затею с автостоянками назвал утопической, проблему электроснабжения — совершенно нерешенной, большинство предложений — формальными, а значит, едва ли способными изменить облик города. После чего снова вернулся к самому больному вопросу, связанному с судьбой памятников деревянной архитектуры. Главный аргумент мэра был таков: чтобы город развивался, он должен ориентироваться не на прошлый век, а на будущий. Следовательно, к каждому объекту нужен индивидуальный подход, чтобы определить, нужен он в светлом иркутском будущем, которое, по планам, должно наступить уже через 12 лет, или там ему места нет. Только так, по мнению Владимира Якубовского, можно будет и исторический облик города сохранить, и сделать пребывание в нем по-настоящему приятным и комфортным.
Теперь у архитекторов «Иркутскпромстройпроекта» есть две недели, чтобы придумать, как эти планы воплотить в жизнь. Задача непростая: в одном иркутском будущем им предстоит уравновесить три века — прошлый, настоящий и грядущий. Каким он будет — покажет время. Но в любом случае, уверен директор Музея декабристов Евгений Ячменев, к процессу реконструкции исторического центра города нужен очень острожный подход. Именно поэтому любое новое строительство должно идти как дополнение к исторически сложившейся архитектурной среде. «Остановить развитие старого Иркутска в новых условиях нельзя, но нужно сохранить его дух», — заверил присутствовавших Евгений Ячменев и добавил, обращаясь к Владимиру Якубовскому: «Мы хотим видеть в вас мэра исторического города, а не серого кардинала нового строительного бизнеса».
Анна Амелова