Трезвый взгляд и борьба за бюджет

Наталья Зубаревич поделилась своим видением самых актуальных рисков для развития сибирских городов
В условиях возросшей неопределенности жизни нужно внимательно смотреть на тренды и оценивать риски развития событий. А еще — драться за бюджетные деньги. Примерно такие советы услышали мэры муниципалитетов — участников Ассоциации городов Сибири и Дальнего Востока — от специалиста в области социально-экономического развития регионов, доктора географических наук Натальи Зубаревич, профессора кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Онлайн-беседа состоялась в начале июня на встрече Ассоциации в Иркутске.

Эксперт изложила свой взгляд на дальнейшее развитие событий и посоветовала мэрам обратить внимание на ряд моментов, которые самым непосредственным образом скажутся на жителях вверенных им городов. Мы, со своей стороны, уточним, что это личный взгляд на развитие событий и на риски, которые могут иметь место в обозримом будущем. А могут и не иметь, поскольку, как заметила сама Наталья Зубаревич в одном из недавних интервью, российский бизнес, закаленный российскими реалиями, вновь проявил чудеса адаптивности и выживаемости, и катастрофические прогнозы на май-июнь, которые озвучивались еще в марте, к счастью, не сбылись.

Демография

Демографический баланс сибирских городов — это баланс убыли. О необходимости планировать развитие в условиях сокращающегося населения, эксперты говорят уже давно. И этот тренд сохранится как минимум до конца двадцатых годов. Такова демографическая пирамида российского общества на сегодня: умирает многочисленное поколение, рожает детей поколение «провала 90-х».

Исключения составляют только Якутск и Ханты-Мансийск, но там и там большую роль играет миграция. А поскольку приезжают — из села ли в город, за длинным ли рублем — в основном молодые люди, то они соответственно будут обеспечивать и естественный прирост населения за счет деторождения.

Иркутск, по оценке Зубаревич, относится к стареющим городам. А это означает не только сокращение населения, но и все большую потребность в инфраструктуре для пожилых людей. Детские садики — да, прекрасно, но нам уже сейчас нужны поликлиники и геронтологические центры, социальные организации, доступность среды для пожилых пешеходов.

Этот тренд усилит миграция — люди уезжали и будут уезжать даже из крупных городов.

Экономика

Новый кризис не похож на предыдущие. Прежде всего тем, что будет долгим. Даже Минэкономики РФ прогнозирует два года экономического спада: в этом году чуть больше, в следующем — при положительном сценарии развития — роста ВВП просто не будет, в худшем случае, падение ВВП продолжится и составит еще два пункта.

Промышленность в апреле по сравнению с мартом — сократилась на 8 процентов, добывающая отрасль — на 10 процентов, в обрабатывающем производстве чуть-чуть получше — падение составило только 6 процентов, но только потому, что предприятия вырабатывали старые запасы. Уже в мае зафиксировано резкое снижение запасов. Если не будет выстроена система параллельного импорта, то обрабатывающая промышленность встанет.

При этом население, особенно восточных регионов, до сих пор не восстановило уровень своих реальных доходов до ковидного. Проще говоря — за предыдущие два года люди порядком обеднели.

В связи с этим за последний месяц серьезно «просела» торговля — апрельские показатели оптовой торговли упали по отношению к марту на 10; продажа продуктов питания — 8, непродовольственная — 17 процентов.

По данным Росстата, третью неделю в России идет дефляция, потому что спрос снизился до минимума. А это, во-первых, вопрос самочувствия малого и среднего бизнеса, львиная доля которого — торговля и услуги. Во-вторых — проблема объемов сокращения рабочих мест в отрасли.

По мнению Натальи Зубаревич, наибольшие экономические риски у нескольких групп городов. У тех, где ведущей отраслью является добыча угля. Импорт в Европу вот-вот окончательно закроется, переориентировать весь объем на восток, в Китай, Индию, ЮВА невозможно, прежде всего в силу логистики — перегруженный Транссиб не справится с такими дополнительными объемами. Только что отменили льготные тарифы по перевозке угля. А между тем, на тот же Кузбасс приходилось 62% российского угольного экспорта. Уже сейчас добыча показывает снижение на 8 процентов по сравнению с предыдущим месяцем, погрузка — 9 процентов.

Города, где основа экономики — нефтедобыча и нефтепереработка. Апрельские объемы добытой нефти меньше на 11 процентов в сравнении с мартом, а газа — на 10. Добыча будет сокращаться и впредь — из-за ограничения спроса. При этом под ударом окажутся скорее города Западной Сибири, где находятся старые выработанные месторождения. Эти скважины будут закрывать в первую очередь. Отчасти падение объемов добычи компенсируют сокращением вахтовиков. В какой степени это скажется на местных кадрах — необходимо выяснять местным властям.

«Алюминиевые» города. Сегодня комбинаты ощутили нехватку глинозема и бокситов — Австралия прекратила отгрузку в Россию, а завод в Николаеве находится на территории СВО, и потому никакие поставки оттуда сейчас невозможны. Но если менеджмент сможет быстро «переиграть» логистику, то будет легче — спрос на алюминий во всем мире огромный.

Для Иркутска риски несет отчасти лесозаготовка. Но в отличие от Северо-Запада страны Сибирь всегда ориентировалась преимущественно на китайский рынок, поэтому угрозу для лесозаготовителей представляет в основном чрезмерно укрепившийся рубль — невыгодный курс валют снижает валютную выручку.

Куда более серьезную проблему Иркутску несут средний и малый бизнес — на них приходится до 30 процентов занятых в городе.

И если крупные работодатели могут позволить для начала ввести у себя неполную занятость — сокращенный рабочий день или сокращенную неделю (что в сезон дач и огородов не воспринимается остро, скорее наоборот), то МСБ будет отправлять в отпуска без содержания. Тем самым они вроде бы выполнят условия правительства — уволенных не будет. Но де-факто это скрытная безработица, ведь люди лишаются своего дохода.

Относительно тихими заводями останутся строительство и АПК. Хотя резкий провал в выдаче ипотечных кредитов — с января по март в пять раз — по мнению Зубаревич, означает обвал спроса. От которого не спасут даже льготные программы — население не спешит ими пользоваться. Впрочем, надо отметить, что иркутские застройщики настроены более оптимистично: да, бума, как в 2020–2021 годах, не будет, но спрос восстанавливается.

Инвестиции

Прогноз спада инвестиций по мнению Минэконома РФ — 15–20 процентов до конца года. Но в случае с муниципалитетами есть свой нюанс — источник инвестиций. С большими сложностями столкнутся те города, где была выше доля внебюджетных вливаний в экономику. В Иркутске эта доля последние три года росла и в 2021 году превысила 80 процентов от всех инвестиций. В среднем на одного иркутянина в прошлом году приходилось свыше 400 тысяч инвестиционных рублей (но тут, по всей видимости, речь идет не о вкладе в экономику города, а о вложениях в основной капитал крупных предприятий, зарегистрированных в областном центре). С этим показателем Иркутск замыкает первую пятерку административных центров СФО и ДФО.

Но в нынешней турбулентности бизнес занял выжидательную позицию и замораживает многие инвестиционные программы.

Как ни странно, в сегодняшней ситуации меньше других пострадают глубоко дотационные муниципалитеты. По всем признакам, считает Наталья Зубаревич, государственные вливания будут расти. И тем, кто и раньше сидел на дотациях, еще прибавят, а вот сколько прибавят самодостаточным регионам, которые в развитии ориентировались на собственные средства, — еще вопрос.

Однако повторим. Оценивая общий объем инвестиций на душу населения Иркутска, мы говорим прежде всего о вложениях крупного бизнеса в свои проекты. Если взять бюджет непосредственно Иркутска — больше его половины составляют неналоговые доходы. Иными словами государственные транши по различным федеральным программам. Так что в том, что касается вклада в благоустройство самого города, катастрофы все-таки ждать не стоит.

Бюджеты муниципалитетов

Именно федеральные трансферты станут для Иркутска (и многих других сибирских городов) стабилизирующим фактором для бюджета.

Вторым послужит НДФЛ. В Иркутске этот налог обеспечивает около 30 процентов бюджета. Индексация зарплат бюджетников и госслужащих будет, а значит, будет расти и сумма отчислений в рублях. Если, конечно, не начнутся проблемы с занятостью населения, о чем мы говорили выше.

Что же делать?

Да, у муниципалитетов нет денег, чтобы помогать МСБ, да и рычагов влияния на крупный бизнес тоже нет. Но кое-что мэры все-таки могут.

— Оценка рисков — это сейчас главная работа муниципальных администраций. Не для отчетов — для себя. Чтобы понимать, где у вас слабые места, какие проблемы будут проявляться, в самом пессимистическом и в оптимальном сценариях ближайшего будущего. Чтобы принимать верные управленческие решения. Потому что именно мэрам как работающим «на земле» эти проблемы в первую очередь решать. И обязательно доведите эту информацию, правильно упакованную, до региональных властей. Вышестоящее начальство надо иногда пугать, чтобы оно скорее принимало какие-то важные экономические, финансовые решения, — подчеркивает Наталья Зубаревич.

Эксперт советует больше внимания уделять МСБ.

Сейчас, по мнению эксперта, будут расти программы поддержки бизнеса. При этом деньги будут спускаться на регион, а уже региональные власти их станут распределять. Муниципалитетам следует внимательно отслеживать эти программы и стимулировать местный бизнес пробиваться в них, чтобы получить хоть какую-то финансовую поддержку.

А уж если мэру удастся пролоббировать дополнительные вливания в МСБ его города — это совсем хорошо.

Индустриальное строительство и в спокойные времена было драйвером местной экономики, а сейчас и подавно. И хотя разрешительными документами занимаются региональные органы власти, муниципалитеты со своей стороны могут поддержать строителей землеотводом, упрощением подключения к сетям. Стоит рассмотреть возможность индивидуального жилищного строительства на территории города, попытаться войти в льготные программы кредитования — например, возведения жилья хозспособом. Ведь в 2021 году по стране половина введенных площадей — это индивидуальная застройка (в Иркутске — около 30 процентов).

— Сейчас стратегия мэров — трезвый взгляд на реальность, внимание к трендам, контакты с бизнесом и региональным руководством, попытки привлечь на свою территории все финансовые потоки, какие возможно, от нацпроектов и грантов до субсидий регионального уровня, — резюмировала эксперт.

Егор Демидов