Трассы — в зоне доступа

Крупнейшие российские телекоммуникационные компании по инициативе правительства страны при софинансировании федерального бюджета займутся обеспечением сотовой связи федеральных трасс «Байкал», «Каспий», «Урал» и «Уссури». Все операторы уверяют, что коммерческой выгоды расширение охвата связью им не принесет — проект является исключительно социально направленным.

На трассах России и в XXI веке коммуникаций и сотовых технологий нередко встречаются «мертвые» зоны — участки, где нет абсолютно никакой связи. Автомобилист не сможет позвонить из этих точек ни просто так, поболтать с друзьями или родными, ни предупредить о поломке или другой внештатной ситуации. Но уже в следующем году ситуация изменится: четыре крупнейшие федеральные трассы, создающие логистические коридоры России по направлениям «Север — Юг» и «Запад — Восток» будут обеспечены 100% покрытием сотовой связи.

Установкой новых базовых станций для обеспечения полной связи всей протяженности трасс «Байкал», «Каспий», «Урал» и «Уссури» займется «большая четверка»: компании МТС, «Вымпелком», «МегаФон» и «Ростелеком». Но инициативу проявили не они: в мае было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации о необходимости 100%-го покрытия связью главных автомобильных артерий страны. Обеспечение мобильной связью автомобильных дорог России является неотъемлемой частью федеральной программы по полноценному развертыванию системы «ЭРА-ГЛОНАСС», основная задача которой — обеспечение безопасности на автотрассах и снижение тяжести последствий ДТП за счет скорости реагирования на происшествие и оказания помощи пострадавшим.

Проект, задуманный правительством страны, носит очень масштабный характер: всего «большой четверке» придется работать с трассами общей протяженностью 9 тыс. км. Стоимость обеспечения 100% покрытия четырех дорог федерального значения также впечатляет — 3,2 млрд рублей. Частично финансовую нагрузку возьмет на себя государство: на строительство дорог к объектам связи и подключению их к электроэнергии средства сотовым операторам будут выделены, все остальное компании будут делать за свои деньги, в частности строить 200 новых базовых станций в дополнение к уже имеющейся инфраструктуре. Суммы своих затрат и размер государственного софинансирования компании не раскрывают, но говорят, что между ними все расходы будут разделены поровну, вне зависимости от того, какая зона покрытия у каждого из операторов на территориях сейчас. Согласно плану работ, каждый из участников проекта установит собственные антенно-мачтовые сооружения на утвержденных участках, которые затем будут использоваться для совместного размещения оборудования четырех операторов.

В настоящее время операторы имеют разную зону покрытия на разных трассах. Так, по федеральной трассе «Байкал», которая проходит от Челябинска до Читы и имеет общую протяженность 4,449 тыс. км, на участке М-53 (Новосибирск — Иркутск) лидерами по покрытию, по данным Роскомнадзора, являются МТС и «МегаФон» — они закрывают 89,6 и 89,8% соответственно. «ВымпелКом» (бренд «Билайн«) охватывает 84,1% протяженности этого участка. На втором участке, который проходит через Иркутскую область, М-55 (Иркутск — Чита) лидером по обеспечению сотовой связи является «МегаФон» (70,6%), на втором и третьем местах — МТС и «ВымпелКом» (50,5 и 35,1% соответственно). Что касается «Ростелекома», то его присутствие в зоне действия трасс М-53 и М-55 относится к лицензионный территориям БВК: «В настоящее время трассы М-53 и М-55 покрыты нашей сетью GSM на 84%, совокупно обеспечено связью порядка тысячи км», — пояснили ВФ в компании. Компания МТС в Иркутской области обеспечивает связью более 90% населенных пунктов. В среднем покрытие по магистральным трассам варьируется у других операторов от 80 до 90%.

Новые базовые станции могут повлиять на мобилизацию населения в регионах, однако скольким и каким именно населенным пунктам может посчастливиться благодаря проекту — еще неизвестно. «Анализируя имеющееся на сегодняшний день покрытие трасс можно сказать, что участки, которые попадут в проект, в большинстве своем не проходят близ каких-то населенных пунктов, либо идут вдоль объектов с малочисленным населением. Одним из вариантов мобилизации новых населенных пунктов может стать предполагаемая реконструкция участка Култук — Слюдянка автомобильной дороги М-55 «Байкал», — пояснили в компании БВК.

Проект по обеспечению трасс сотовой связью в большей степени является социально ориентированным, чем коммерческим, уверены представители компаний-участников. «Развитие мобильных сетей второго поколения в России началось более 15 лет назад. Именно они позволили выйти мобильной связи за пределы городов и обеспечили обширное покрытие автотрасс. Все населенные пункты, являющиеся для операторов хоть сколько-нибудь экономически целесообразными, безусловно, уже покрыты. Поэтому мы с уверенностью говорим о превалирующей социальной значимости проекта», — прокомментировали ситуацию в БВК.

Екатерина Головина