Трасса стратегического значения

Самая молодая федеральная дорога «Вилюй» буквально на глазах меняет облик. Принятая в оперативное управление ФКУ УПРДОР «Прибайкалье» в 2008 году, с прохождением каждого дорожно-строительного сезона трасса Тулун—Братск—Усть-Кут—Верхнемарково становится все ближе к современным требованиям и по качеству дорожного покрытия, и по безопасности. Уже к 2018 году все 700 км дороги должны быть приведены в нормативное состояние.

Начальник ФКУ УПРДОР «Прибайкалье» Николай Рейнет считает,что при успешной реализации всех планов к 2022 году будет построена и реконструирована практически вся сеть федеральных автомобильных дорог Приангарья

От зимника к современной магистрали

Автодорога «Вилюй» — единственная магистраль, которая соединяет северные территории Иркутской области и Республику Саха (Якутия). В Прибайкалье федеральная трасса проходит через города Тулун, Братск, Усть-Кут. Ее общая протяженность 725 километров. Еще пять лет назад эти сотни километров были настоящим испытанием для водителей. Если до Братска трассу периодически ремонтировали региональные власти, то на протяжении от северной столицы до Усть-Кута проезжать можно было только по зимнику, в ненастье трасса превращалась в непроходимую грязь.

Ситуация начала меняться в 2008 году, когда дорогу, признанную стратегически важным направлением, решено было взять на баланс федерального бюджета. Власти всех уровней неоднократно подчеркивали, что строительство участка дороги между Приангарьем и Якутией позволит обеспечить реализацию ряда инвестиционных проектов в области деревопереработки и нефтегазохимии, привлечь около 800 млрд рублей инвестиций, создать почти 10 тыс. новых рабочих мест, ускорить социально-экономическое развитие трех северных территорий: Усть-Кутского, Киренского, Катангского районов.

«Сегодня перед ведомством поставлена задача до 2018 года привести всю дорогу в нормативное состояние, обеспечив проезд от Тулуна до Верхнемарково», — говорит начальник ФКУ УПРДОР «Прибайкалье» Николай Рейнет.

Оперативно и качественно

Чтобы справиться с такими объемами, Упродор «Прибайкалье» составило график работ, а Росавтодор его всецело поддержал. На сегодняшний день, рассказывают в управлении, на «Вилюе» осталось 70 км с переходным типом покрытия.

В планах на 2015 год — капитальный ремонт 17,8 км и ремонт 135 км, а также обустройство шести мостов, одного путепровода и 28 водопропускных труб. Все работы уже начались, подчеркивают в Упрдор «Прибайкалье». Так, капитальный ремонт идет на четырех участках в Братском (км 121 — км 128; км 302 — км 307; км 307 — км 313) и Нижнеилимском районах (км 444 — км 447). В рамках контрактов предусмотрено устройство земляного полотна, основания и верхнего слоя покрытия, а также укрепление обочин, установка барьерного ограждения, новых дорожных знаков, линий искусственного электроосвещения, капитальный ремонт водопропускных труб, примыканий, обустройство остановок общественного транспорта.

На десяти ремонтных участках (в Тулунском, Братском и Усть-Кутском районах) должен быть выполнен комплекс работ по устройству основания и обочин из ЩПС, устройство асфальтобетонного покрытия, установка новых дорожных знаков, ремонт водопропускных труб.

При этом, помимо скорости выполнения поставленной задачи, трассу «Вилюй» отличает и большое внимание к передовым технологиям. Так, именно здесь впервые была опробована технология холодного ресайклинга, которая теперь применяется и на других федеральных трассах, проходящих через Приангарье. Здесь же в 2014 году впервые в дорожном строительстве не только Иркутской области, но и всей Сибири использовали сероасфальтобетон. Этот вид дорожного покрытия предполагает добавление в асфальтовую смесь модифицированной серы. Сероасфальтобетон можно укладывать при низких температурах, дорожное полотно будет меньше подвержено деформации, станет более стойким. Первая зима для пилотного участка прошла более чем успешно. И в этом году, подчеркивают в Упрдоре, инновационный опыт будет распространяться на следующем объекте капитального ремонта.

Новации для долговечности и безопасности

Как рассказал заместитель начальника ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Сергей Сунгатулин, все работы на «Вилюе» предполагают и большой комплекс мер по содержанию и обеспечению безопасности дорожного движения. В обязательном порядке на автотрассе устанавливаются новые дорожные знаки, направляющие устройства, наносится горизонтальная дорожная разметка, обустраиваются барьерные ограждения. Последние, кстати, помимо традиционного металлического исполнения, обустраиваются также по новейшей технологии — троссовой. В Сибири данный тип ограждений до настоящего времени почти не использовался и является инновационным способом обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения выезда автомобилей на встречную полосу. Такие ограждения состоят непосредственно из тросов, стоек, светоотражающих элементов и натяжных устройств. Сегодня, как уже показала проверка на практике, они действительно обеспечивают безопасность для транспорта, водителей и пассажиров. В случае наезда автомобиля на ограждение возможное касание со встречным автомобилем происходит уже при существенной потере энергии и по касательной, что значительно снижает тяжесть последствий — вероятность лобового столкновения на таких участках трассы чрезвычайно низкая. Примечательно, что конструкция тросовых ограждений не способствует образованию снежных заносов, обеспечивает возможность выполнения механизированной очистки проезжей части и легкость восстановления после повреждения.

Доказала свою эффективность и еще одна новация трассы — обустройство на аварийно-опасных участках противоослепляющих экранов. Эта технология опять же применяется впервые на федеральных дорогах Иркутской области и по особенностям конструкции представляет собой плоские стоечные защитные элементы, установленные на барьерном дорожном ограждении на разделительной полосе.

Олег Усов
В контексте
Федеральный ориентир

В соответствии с госпрограммой РФ «Развитие транспортной системы», на 2015 год федеральным дорожным агентством было выделено финансирование в размере 7 млрд руб. на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт федеральных дорог Иркутской области.

Как рассказал начальник ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет, в текущем году заметно увеличился объем работ. На федеральных дорогах будут вестись работы на шести объектах строительства с вводом в эксплуатацию трех (закрытие 17 км гравийного разрыва в Тулунском и Нижнеудинском районах и ликвидация переезда в одном уровне через ВСЖД в Нижнеудинском районе на М-53 «Байкал»). Капитально отремонтировано будет 48 км дорог и произведен ремонт 228,4 километров. На 12 мостах и восьми путепроводах начнутся работы по капитальному ремонту и ремонту.

Также идет разработка проектно-сметной документации обходов городов Усолье-Сибирское и Тулун. На сегодняшний день уже утверждены варианты прокладки трассы и ведутся изыскательные работы. Согласно контракту проектно-сметная документация по обоим объектам будет готова в 2016 году, а уже в 2017-м в планах начать строительство. Следующими на очереди в программе работы ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» значатся Нижнеудинск и Куйтун.

По словам Николая Рейнета, на самой сложной федеральной дороге Иркутской области М-55 «Байкал» в этом году продолжатся работы по реконструкции путепровода на 96 км в Слюдянском районе. Построенный в 1959 году путепровод за полвека приобрел ряд дефектов, значительно снижающих грузоподъемность и безопасность проезда. По заключенному контракту ввод объекта запланирован на 2016 год.

Еще один знаковый объект Култукского тракта — «Тещин язык» — тоже близок к реализации. В июне он прошел согласование государственной экспертизы. После включения в госпрограмму и подтверждения объемов финансирования Упрдор «Прибайкалье» планирует расторговать объект.

При успешной реализации всех планов управления к 2022 году будет построена и реконструирована практически вся сеть федеральных автомобильных дорог Приангарья, тем самым будет обеспечена безопасность, транспортная доступность и комфортный проезд для участников дорожного движения, подытожил Николай Рейнет.