Транспортный коллапс

Трехдневная забастовка перевозчиков значительно осложнила жизнь иркутян
Конец прошлой недели выдался сложным: в четверг водители общественного транспорта начали забастовку. На линии без предупреждения не вышли 500 автобусов и маршруток из 1200 действующих. Больше всего пострадал Ленинской и Свердловский районы: в Ново-Ленино, Первомайском, Университетском и Юбилейном на остановках в ожидании общественного транспорта толпились сотни людей. Водителей эта картина не трогала: таким образом они выражали протест против слишком низкой стоимости проезда. Однако даже забастовкой перевозчики ничего добиться не смогли. Разве что настроили пассажиров против себя.

Стоимость проезда на общественном транспорте в Иркутске — 12 рублей — не менялась с 2008 года. Перевозчики давно были недовольны этим фактом: за прошедшие шесть с лишним лет значительно подорожал бензин (в апреле 2008 года АИ-92 стоил 24,7 руб. за литр, сейчас он стоит 33,5 руб.) и запчасти, и оплачивать это повышение водителям приходилось из собственного кармана. Недовольство свое перевозчики высказывали часто, только в 2013 году прошло три крупных забастовки, однако против закона они сделать ничего не могли: тариф на перевозки регулирует Служба по тарифам Иркутской области, в которую не менее 10 транспортных компаний должны были подать обоснование для повышения тарифа. В течение нескольких лет перевозчики не могли этого сделать. И вот в конце декабря 2014 года наконец-то нашлись 10 смелых. Но после трех месяцев рассмотрения документов служба по тарифам отказала им в повышении стоимости проезда до 18 рублей. Основных причины две: во-первых, не у всех перевозчиков был заключен договор на обслуживание маршрутов с мэрией, а во-вторых, в числе подавших документы были три предпринимателя, занимающихся перевозками по маршруту 80К, которого официально не существует. Но разбираться перевозчики не стали: 2 апреля без предварительного уведомления водители 500 автобусов и маршруток не вышли на работу. Люди оказались заложниками их забастовки.

Мэрия Иркутска отреагировала на ситуацию оперативно: уже в обед четверга Юлия Гордина, руководитель департамента транспорта города Иркутска, сообщила, что транспортное сообщение налаживается. «Это не забастовка. Мы расцениваем это как несанкционированный невыход на линию, саботаж. По этому факту мы обратимся с жалобой в прокуратуру города Иркутска», — отметила она на брифинге в четверг. По ее оценке, перевозчикам может грозить штраф от 3-4 тыс. до 30 тыс. руб. в зависимости от формы собственности. После того как представители администрации сообщили об этом участникам протеста, многие из них вышли на маршруты, уверила чиновница.

Эти слова иркутяне смогли проверить на себе уже вечером: по многочисленным комментариям в соцсетях и городских информационных порталах, в вечерний час-пик люди также не могли добраться до дома, как и утром. В пятницу маршрутчики продолжили свою забастовку. Ситуация усугубилась тем, что бастовавшие водители стали запугивать работающих: было зафиксировано несколько случаев, когда в вышедшие на маршруты автобусы кидали камни, заставляли водителей высаживать пассажиров. Самый вопиющий случай, по словам заместителя мэра — председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Иркутска Булата Дугарова, произошел в аэропорту: там автобус №90 обстреляли из травматического оружия. В ГУ МВД России по Иркутской области «АН» подтвердили, что такое было. Всего за пятницу — субботу в правоохранительные органы поступило 6 жалоб на запугивание и порчу имущества от водителей общественного транспорта, трое человек были задержаны. Сейчас по каждому из подобных фактов проводится проверка.

В воскресенье перевозчики прекратили акцию протеста, хотя волнения в их среде продолжались до вторника. Водители поняли, что шантажом ничего не добьются: ни городская администрация, ни оказавшиеся заложниками пассажиры на стоимость проезда повлиять не могут. Сегодня в планах перевозчиков — подать в суд на службу по тарифам за неправомерный отказ и повторно подать обоснование на повышение тарифа. Если это будет сделано оперативно, стоимость перевозок может измениться уже летом.

Однако трехдневная забастовка, от которой в первую очередь пострадали иркутяне, сильно настроила людей против перевозчиков: есть те, кто категорически отказываются платить за проезд больше 12 рублей, так как качество перевозок оставляет желать лучшего. Пассажиры жалуются на грязь в салоне, на незакрывающиеся окна, на продавленные сидения, удручающее техническое состояние машин, несоблюдение водителями графика и правил дорожного движения, курение в салоне. Хуже всего ситуация обстоит в Ленинском районе, где частные автобусы в основном представлены разваленными «пазиками». Если водители добьются увеличения стоимости проезда, им надо будет в первую очередь привести своих «кормильцев» в порядок. А администрации города — тщательнее следить за состоянием общественного транспорта на иркутских дорогах. Кстати, возможно, что в ближайшее время появится областной закон, регулирующий сферу общественного транспорта в Приангарье — с таким предложением выступил мэр Иркутска Дмитрий Бердников. Депутат Государственной Думы от Иркутской области Сергей Тен пошел еще дальше: по его мнению, наземные пассажирские перевозки должны регулироваться на федеральном уровне.