Транспорт упирается в неразвитую инфраструктуру

Транспорт и туризм — вещи неразъединимые. От развития первой сферы во многом зависят возможности второй. В настоящее время подбор транспортных средств в некоторых туристических компаниях происходит стихийно. Частные фирмы предлагают экстремальные поездки на внедорожниках, круизные туры, обзорные экскурсии на вертолетах, однако из-за неразвитой инфраструктуры качественно предоставить эти виды услуг становится весьма проблематично.

Вертолетные маршруты для туристов в Приангарье существуют, но большим спросом они не пользуются из-за высокой стоимости.

Транспортные средства выполняют в туризме две основные функции. Во-первых, это трансферт отдыхающих из точки А в точку В, а во-вторых — развлечение и вид активности. Для первой цели в ход идут автобусы, микроавтобусы и автомобили, скоростной водный транспорт, виды авиаперевозок. Качество таких услуг напрямую зависит от состояния дорог, причалов, вертолетных площадок, которые в Иркутске пока оставляют желать лучшего.

Как отмечают эксперты, на Байкале нужна инфраструктура, но важно разобраться, что под этим словом понимается. Строительство больших отелей здесь ни к чему — за громоздкими сооружениями только потеряется первозданность побережий озера. Однако нужны элементарные условия для организованного туризма: хорошие дороги, оборудованные зоны отдыха, причалы, автостоянки.

«Это, на мой взгляд, прямая обязанность государства. К примеру, причал в глухой тайге, возможно, никогда не окупится, но он необходим для развития туризма и для безопасности путешествий. Если на Байкале вдруг случится шторм, теплоход должен иметь возможность куда-то причалить, — прокомментировала заместитель генерального директора ООО «Глобас-тур» Анастасия Шагойко. — Стоит уделить особое внимание безопасности отдыхающих и во время передвижения автотранспортом. Многие перевозчики отказываются ехать на Малое море из-за сложного гравийного участка (не всем хочется портить свои автомобили), поэтому по данному маршруту туристов возят не на всегда надежных машинах. Главная цель туризма — дать людям возможность выбора. Человек должен сам выбирать наиболее подходящее и доступное в материальном плане для него средство передвижения для путешествий, а не довольствоваться только тем, что есть».

Помимо перевозки туристов из одного места в другое, транспорт выполняет и функцию развлечения. В этом случае максимум впечатлений можно получить, наоборот, в самобытном месте с минимумом инфраструктуры.

«Сами иркутяне стали гораздо активнее путешествовать, чем раньше. Пять лет назад в тайге было пустынно, а сейчас десятки людей едут покорять на внедорожниках или квадроциклах самые отдаленные уголки Байкала как самостоятельно, так и в составе экспедиций, — отметил генеральный директор компании «Байкалов» Анатолий Казакевич. — Большинство же приезжих туристов чаще всего отдают предпочтение классическому виду отдыха — в основном они заказывают размещение в комфортабельных условиях, экскурсии и какие-то небольшие локальные поездки. Тех, кто находится в поиске ярких впечатлений, у нас всегда есть чем удивить. К примеру, в марте мы проводим сплав на льдинах в истоке Ангары: выбираем заранее хорошую льдину, выпиливаем и уже на ней организовываем пикник. Сплав сопровождается судном на воздушной подушке и, конечно же, согласовывается с МЧС, а потому мероприятие полностью безопасно.

Летом для корпоративных групп до 100 человек организовываем строительство «мегаплота» площадью около 400 кв. метров. Группа может сама построить этот плот под контролем десятка инструкторов и отправиться в небольшое самостоятельное путешествие по Ангаре.

Перспективы бездорожья

Разнообразие ландшафтов вокруг Байкала позволяет составлять интересные маршруты. Летом пользуются спросом поездки по степям и лесным маршрутам, а зимой — путешествия на льду, которые сложно попробовать в каком-либо другом месте.

«На Байкале существуют практически безграничные возможности для развития всесезонного отдыха. И в этом отлично помогают транспортные средства. Помимо универсальных для любых погодных условий внедорожников летом активно задействованы квадроциклы, а зимой — снегоходы. В настоящее время байкальский лед освоен практически весь, с конца января и до последних чисел марта здесь регулярно проходят различные экспедиции и поездки. По моим наблюдениям, если еще лет пять назад на всю Листвянку можно было насчитать всего пять квадроциклов, то в прошлый сезон только в районе этого поселка их проработало более 50. Число снегоходов за последние годы также увеличилось практически в десять раз», — прокомментировала директор по развитию туристической компании «Байкальский экспедиционный корпус» Евгения Скрыпник.

«Сами иркутяне стали гораздо активнее путешествовать, чем раньше. Пять лет назад в тайге было пустынно, а сейчас десятки людей едут покорять на внедорожниках или квадроциклах самые отдаленные уголки Байкала как самостоятельно, так и в составе экспедиций»

В этой организации имеются в наличии 15 снегоходов, 12 квадроциклов и 7 внедорожников. Среди снегоходов используются не спортивные, а утилитарные единицы средней мощности, которые одновременно подходят как для отдыха всей семьей, так и для более экстремального вождения. Перед поездками по льду, которые проходят только в сопровождении инструкторов-гидов, снегоходы подвергаются тюнингу — у них изменяются направляющие и другие элементы.

«В основном услугами нашей туристической компании пользуются корпоративные клиенты. Помесить грязь на квадроциклах или внедорожниках, потом заехать в обустроенную юрту, где проходит деловая встреча — такой мини-уход от цивилизации востребован во многих российских и международных компаниях. Обычно такие туры длятся два-три дня. Организации из Иркутской области предпочитают однодневные поездки, которые занимают, как правило, не более четырех часов», — уточняет Евгения Скрыпник.

Безпричалье

Самым распространенным теплоходом на Байкале еще с советских времен является разъездной катер постройки Ярославского кораблестроительного завода. После Перестройки ведомственный парк подобных кораблей (около 150 единиц) приватизировали, и часть судов в настоящее время сдается в аренду для выполнения туристических путешествий. Сейчас «Ярославцы», которые многие владельцы переделывают для повышения комфортности и улучшения мореходности, являются самым распространенным водным транспортом региона.

Однако главная проблема водного туризма на Байкале связана не только с недостаточным количеством теплоходов, но и с неразвитой инфраструктурой.

«В Листвянке, самом посещаемом туристами месте, совершенно нет нормального причала, то же самое можно сказать и про Хужир, МРС. Посадить и выгрузить туристов там негде, иногда приходится сложными манипуляциями высаживать их через другие пароходы. Отдыхающие, испытав такие неудобства, остаются недовольными. Более-менее приличный причал есть только в Северобайкальске и Култуке, — считает руководитель теплохода «Валерия» Сергей Половников. — Не так давно я хотел сделать свой частный причал, но столкнулся с бюрократическими препонами. Сам проект и его согласование обошлись бы мне в десятки миллионов рублей, не отделался бы и от бумажной волокиты. Поэтому мне проще заплатить деньги на стоянке в национальном парке. Этот причал поддерживаю собственными силами, чтобы он окончательно не развалился».

Однако, несмотря на все помехи, водный туризм на Байкале остается очень популярным как среди местных, так и среди приезжих туристов. Уже с зимы у владельцев теплоходов практически полностью расписаны все летние дни. Наиболее часто отдыхающие отправляются в путешествие вокруг Байкала, на остров Ольхон, на север озера.

Зимой, по словам Сергея, прекрасной альтернативой привычным видам транспорта являются судна на воздушной подушке. «Они отлично подходят для межсезонья, на них можно безопасно передвигаться как по воде, так и по тающему, битому льду. С каждым годом воздушные подушки становятся все более популярными. Я только за последний месяц возил на ней туристов на Малое море около десяти раз».

Дорого даже для богатых

Использование вертолетов в туристических целях на Байкале могло бы стать отличной перспективой — здесь много труднодоступных мест, до которых весьма проблематично добраться иным способом. Однако в настоящее время в Приангарье действуют только две вертолетные базы — в Иркутске и в поселке Оек, поэтому длительность полетов на многие территории значительно увеличивается, и, как следствие, растет их стоимость.

«Один час на вертолете на 16-18 мест стоит в среднем 80 тыс. рублей. Так как прокатчики принимают заявки от полутора часов, это удовольствие обойдется не менее 120 тыс. рублей. Услышав такую цену, от полета отказываются даже весьма обеспеченные люди и вип-туристы, — сообщает Алексей, представитель компании «АЯ-Travel» в Улан-Удэ. — В основном вертолеты заказывают в двух случаях: либо для переброски на место сплава по горным рекам, либо для поездки деловой делегации, чаще всего приехавшей из-за границы».

Как признает эксперт, несмотря на то что на сайте его компании предложен большой выбор обзорных экскурсий на вертолете, они практически не пользуются спросом.

«Большинство вертолетов принадлежит частникам, у них нет четкой организации подобных поездок, они работают в основном по индивидуальным заказам. Только на Шумаке есть четкое расписание перелетов, обозначена их стоимость. Туда и обратно там обойдется в 16 тыс. рублей с человека. Некоторые туристы ездят, а некоторые заявляют: «За такие деньги можно и в Турцию махнуть». И тоже по-своему правы».

Консервативно, но интересно

Один из традиционных туристических маршрутов проложен вдоль КБЖД. Здесь уже с 2003 года существует Кругобайкальский экспресс, на котором регулярно проводятся однодневные экскурсии. По словам туроператоров, такого рода поездки не нуждаются в рекламе — экскурсии вдоль «Кругобайкалки» пользуются большим спросом среди самых разных категорий туристов: молодежи, людей в возрасте; поступает множество заявок от туристов со всей России и иностранцев.

«Несмотря на то что отдыхающие практически весь день проводят в поезде, им совсем нескучно: около 80 км они проезжают вдоль живописных уголков Байкала, регулярно останавливаясь в каких-то знаковых местах. К тому же многие обращаются к нам специально для того, чтобы отдохнуть от активного времяпровождения, пообщаться со своими спутниками. Иркутяне часто ездят на КБЖД вместе со своими приезжими друзьями и родственниками, чтобы показать им Байкал во всей красе, — высказывается заместитель генерального директора ООО «Глобас-тур» Анастасия Шагойко. — У туризма в Иркутской области существует ярко выраженная сезонность: больше всего туристов, конечно же, летом. Это сказывается и на Кругобайкальском экспрессе. В холодное время года поездки осуществляются реже — 1-2 раза в месяц».

Железнодорожные поезда — достаточно консервативный вид транспорта, новшества здесь приживаются плохо. Несколько лет на КБЖД просуществовал ретро-поезд «Байкальский круиз», в котором были представлены комфортабельные тематические вагоны-купе (морское, художественное, литературное, крестьянское, революционное, в стиле эпохи Николая II и другие). Однако в 2012 году ретро-поезд был снят с маршрута из-за нерентабельности.