«Трансфингруп» хочет стать немного вагоностроителем

Компания претендует на покупку блокпакета НКВЗ
Совладельцы ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (Кемеровская область) ведут переговоры о продаже блокирующего пакета акций предприятия московской «Трансфингруп». В настоящее время близкая «Трансфингруп» компания «ТФМ-логистик» является одним из основных покупателей новокузнецких грузовых вагонов. Обсуждение сделки происходит на фоне роста российского вагоностроения, вызванного резким сокращением импорта из Украины.

У НКВЗ может появиться новый совладелец — УК «Трансфингруп». Фото Григория Котельникова

Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство московского ЗАО «Управляющая компания „Трансфингруп“» о приобретении 25% плюс одна голосующая акция ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НКВЗ). На сайте ведомства указывается, что, рассмотрев обращение покупателя в соответствии со ст. 28 закона «О защите конкуренции», служба установила, что «сделка… не приведет к ограничению конкуренции».

ОАО НКВЗ создано в феврале 2008 года на базе завода по ремонту металлургического оборудования. Завод выпускает полувагоны для перевозки угля (3,7 тыс. штук в 2012 году — седьмое место в России в общем выпуске вагонов и третье в производстве только полувагонов). Согласно отчетности, выручка предприятия в 2013 году упала на 15,3%, до 6,2 млрд руб., чистая прибыль сократилась в 23,4 раза и составила 4,23 млн руб.

Как сообщал «Интерфакс-Сибирь», в начале года НКВЗ объявил о намерении увеличить производство вагонов до 4 212 единиц. Согласно материалам компании, с 1 марта 2014 года НКВЗ перешел на производство инновационных вагонов (четырехосные полувагоны с увеличенной осевой нагрузкой 25 тонна-сил), а производство старой модели приостановлено с 1 февраля «в связи с отсутствием потребности… на рынке». По контрактам, заключенным с конца декабря 2013 до конца марта 2014 года, НКВЗ должен был поставить ООО «Объединенная вагонная компания» 1,5 тыс. инновационных полувагонов, ОАО «Трансфин-М» — 680 при ожидаемой прибыли от продажи одного полувагона 100 тыс. руб.

Представитель НКВЗ Наталья Росс сообщила со ссылкой на «одного из собственников», что официальный комментарий последует только после заключения сделки, а этого пока не произошло. Отказались комментировать планы приобрести акции вагоностроительного завода и в УК «Трансфингруп». В областном департаменте промышленности о возможной продаже акций НКВЗ не слышали.

ЗАО УК «Трансфингруп» и ОАО «Трансфин-М» входят в группу компаний, подконтрольных НПФ «Благосостояние». «Трансфингруп» управляет принадлежащими фонду акциями ОАО «Объединенные кредитные системы» (через эту компанию контролируются банковские активы «Благосостояния», включая банки «Абсолют» и «КИТ Финанс», а также «Трансфин-М»). Ранее федеральные компании не делали крупных инвестиций в машиностроительную отрасль Кузбасса.

По данным аналитиков, производство вагонов в РФ переживает не лучшие времена. С 2010 года рынок рос до рекордного показателя в 2012 году — 71,2 тыс. единиц, но затем произошло его насыщение. Производство грузовых вагонов в 2013 году сократилось на 15%. Ряд операторов в прошлом году скорректировали свои планы по закупке вагонов из-за ситуации на рынке грузовых перевозок. Правда, по данным отраслевого портала машиностроения, в первом квартале 2014 года вновь произошел рост — на 11% в годовом исчислении. Впрочем, это объясняется не улучшением экономической конъюнктуры, а политическими причинами — кризисом на Украине, обвалившим производство.

Игорь Лавренков