Торжество скульптуры

Прошлая неделя в культурной жизни Приангарья была отмечена открытием сразу двух масштабных художественных выставок, главную роль в которых играют скульптуры. Сам Иркутск пока не может похвастаться большим количеством скульпторов, поскольку в городе отсутствует и бронзолитейное производство, и профессиональная школа скульптурного искусства. Зато именно здесь 15 лет назад получил путевку в жизнь всемирно известный мастер Даши Намдаков, работы которого заняли центральное место в открывшихся экспозициях.

Мистерия байкальского региона

Отдел сибирского искусства Иркутского художественного музея 15 июня открыл выставку «Мистерия. Скульптура Байкальской Азии», демонстрирующую развитие скульптурных и монументально-декоративных форм в искусстве байкальского региона в самых разнообразных материалах, техниках и сюжетах в период от древности до наших дней. Выставка знакомит зрителя с огромным разнообразием материалов и техник, в которых работали и сейчас совершенствуются скульпторы и художники-прикладники: литье из бронзы, цветные металлы, техники чеканки, резьбы по дереву и кости, цветной, зернистый шамот, керамика…

-2015.06.15-15.27.40--GQ2A1815-508314
Фото Александра Новикова

Экспозиция открывается древнейшими скульптурами, найденными на территории Иркутской области близ станции Буреть. Возраст двух небольших фигурок превышает 25 тыс. лет. С ними соседствует «Степная Нефертити» Даши Намдакова, одного из ярчайших представителей скульптурной школы Бурятии XXI века. «Цель этой выставки — показать взаимосвязь традиций и взаимовлияние различных тенденций, которые существуют в современной скульптуре», — объясняет заместитель директора по научной части иркутского художественного музея Татьяна Огородникова. Удивительным образом в работе Намдакова просматриваются элементы древнейших скульптур.

Концепция первой выставки новой галереи заключается в творческом отражении духовного единства и культурных традиций народов Центральной Азии.

Отличительной чертой бурятской школы вообще является сохранение национальных традиций и культуры предков. В этом можно легко убедиться на этой выставке, поскольку здесь представлен целый ряд бурятских скульпторов, каждый из которых уже успел прославиться за пределами родной республики. Помимо работ Даши Намдакова, здесь можно увидеть скульптуры Дмитрия Будажабэ, Гэсэра Зодбоева, Баира Сундупова, Зандана Дугарова, Петра Гармаева. «Бурятская бронзолитейная школа вообще стоит особняком в России. Ее возрождение началось в конце 90-х — начале 2000-х, — рассказывает Татьяна Огородникова. — Особенностью бурятской скульптуры является сочетание национальной культуры, философии и религии. Самое важное, что каждый из них имеет свой собственный стиль и язык в скульптуре, иногда реалистический, а иногда символический, но абсолютно самобытный. Они никому не подражают».

Словно для уравновешивания бурятской скульптуры, в экспозиции представлен единственный профессиональный скульптор Иркутска — Лев Сериков, работы которого были приобретены недавно для коллекции художественного музея. Интересно сравнить его работы деревянной русской скульптурой XVIII века религиозной тематики, недавно отреставрированной и впервые представленной публике иркутским музеем. Одна из самых сильных, по мнению искусствоведов, работ этой серии называется «Иоанн Богослов предстоящий к распятию».

Дополняют экспозицию эскизы проектов монументально-декоративного искусства, композиции из шамота и глазури выпускников и студентов профессиональных вузов и училищ Иркутска. Декоративно-прикладное искусство, тяготеющее к монументальным формам, представили иркутские мастера — Татьяна Ерошенко, Игорь и Елена Таволжанские, Андрей Поляница, Георгий Борисов, Светлана Уварова, Лидия Лось и другие. Изделия из сибирских самоцветов показывают известные художники-ювелиры Аркадий и Наталья Лодяновы.

Душа Азии

Другая выставка, открывшаяся на прошлой неделе, имеет в чем-то похожее название с предыдущей — «Душа Азии». Она тоже посвящена открытию Ердынских игр и центральное место в ней отведено бурятским авторам во главе с Даши Намдаковым. Однако это не должно отпугнуть зрителя, ведь экспозиция стала первым выставочным проектом совершенно новой галереи бизнесмена и мецената Виктора Бронштейна, открывшейся после глобальной реконструкции.

Из двух небольших залов, ютящихся в мебельном центре, она трансформировалась в огромное выставочное пространство площадью более 700 кв. метров, оборудованное по последнему слову техники, которому может позавидовать любой музей Иркутска. Галерея еще до своего официального открытия получила золотой диплом в номинации «интерьеры» на региональном конкурсе «Зодчество Восточной Сибири-2015».

Концепция первой выставки новой галереи заключается в творческом отражении духовного единства и культурных традиций народов Центральной Азии. «Поскольку Ёрдынские игры — это фестиваль содружества: культурного, спортивного, исторического, то мы тоже решили устроить содружество, но художественное, творческое, — рассказывает искусствовед галереи Алена Кабунова. — В залах представлены художники нашего региона, республики Бурятия, Забайкальского края — разных возрастов, статусов и званий, стилевых направлений и жанровых предпочтений. У нас получился художественный синтез, в котором органично переплетаются традиции и новаторство». -MG_9450_

На входе зрителей встречает совершенно новая работа Даши Намдакова «Птица и тигр», которая еще не экспонировалась в России.

Всего в залах разместилось свыше 100 живописных, графических и скульптурных произведений, выполненных в самых разных стилях и техниках, но неуловимо сочетающихся в единой теме. Центральное место в экспозиции тоже заняло творчество Даши Намдакова, причем зрителей на входе встречает совершенно новая его работа «Птица и тигр», которая еще не экспонировалась в России.

«Мы не думали, что душой первой нашей выставки станет новая работа Даши Намдакова. Эта скульптура была приобретена в Лондоне, как и другие, которые сейчас находятся в производстве, но в скором времени будут привезены в Иркутск из Италии», — рассказывает основатель и владелец галереи Виктор Бронштейн.

Всего на выставке представлено 12 работ знаменитого бурятского скульптора: пять больших скульптур и семь работ малой пластики, но также есть скульптуры его коллег: Зандана Дугарова, Гэсэра Зодбоева, Дмитрия Будажабэ и Баира Сундупова.

«Если говорить о живописной подборке, наша особая гордость — это творчество выдающейся бурятской художницы Аллы Цыбиковой, — рассказывает искусствовед Алена Кабунова. — Ее работы — большая редкость для Иркутска, а в таком объеме, как у нас на выставке, и вовсе, пожалуй, представлены впервые в нашем городе. Некоторые картины долгое время хранились в фонде художницы в Америке, и только благодаря ее сыну появилась возможность показать их в Иркутске».

Живописное искусство Бурятии продолжает творчество таких выдающихся мастеров, как Александр Тимин, Чингиз Шонхоров, Юрий Мандаганов, Бальжинима Доржиев, Олег Козлов, Жамсо Раднаев и Зорикто Доржиев. А Иркутскую область представляют произведения старшего поколения художников: Виталия Рогаля, Карла Шулунова, Любови Бертаковой, Владимира Максимова. Народный художник РФ, профессор, член-корреспондент Академии художеств Виталий Смагин демонстрирует на выставке серию работ, посвященных мифологии Прибайкалья и получивших несколько лет назад губернаторскую премию. Молодое поколение иркутских живописцев представлено именами Сергея Писарева, Александра Имедеева, Юрия Ермолаева, Владислава Урбаханова и Светланы Андреевой.

Галерея современного искусства Виктора Бронштейна открыла свои двери для посетителей в минувший понедельник и работает в ежедневном режиме с 11 до 20.00. Выставка «Душа Азии» будет работать до 30 августа.