Торжество фрагмента

Внушительная экспозиция Элио Чиола, которого называют патриархом итальянской фотографии, открылась на прошлой неделе в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. 121 цветной снимок рассказывает историю жития Святого Франциска, но делает это, естественно, не в прямую, а через фрески работы Джотто в древних итальянских храмах.

Имя Элио Чиола, никогда прежде не звучавшее в Иркутске, любителям фотоискусства всего мира говорит о многом. Родившийся в 1929 году в небольшом городке на севере Италии и начавший фотографировать в 15-летнем возрасте, сегодня он является наиболее представительной фигурой в мире итальянской фотографии. За 65 лет творческой деятельности он провел более 100 персональных выставок по всему миру, украсил своими работами более 200 книг, а также множество музеев, включая «Метрополитен» в Нью-Йорке, Международный музей фотографии в Рочестере, Музей Виктории и Альберта, Институт искусств Чикаго, Художественный музей Принстонского университета и так далее.

Как наиболее яркий представитель итальянского неореализма в фотографии Элио Чиол известен и в России. Чуть менее года назад в Москве сразу в нескольких галереях прошла его выставка «Очарование реальностью», которая на 150 черно-белых снимках показывала красоту итальянских провинций в разные годы.

Однако выставка «Лицо и слово», открывшаяся на прошлой неделе в иркутском художественном музее, это совсем другой проект. Более двух сотен цветных фотографий посвящены фрескам периода Проторенессанса в монастыре Сакра-Конвенто и церкви Сан Франческо в итальянском городе Ассизи. Элио Чиол делал эти кадры в течение 50 лет, вступая в творческий диалог с великим художником Джотто. При этом он не просто фотографировал сами фрески целиком (что сделать практически невозможно), а выбирал наиболее значимые с его точки зрения фрагменты, которые могут ускользнуть от взгляда зрителей. «Совмещая эти фрагменты, то есть каким-то образом переделывая их, он тем не менее следует сути самой фрески, не нарушая ее главный смысл, — комментирует заместитель директора по науке Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева Татьяна Огородникова. — Сам автор говорит, что историю искусства можно переписывать, по-своему интерпретировать и объяснять. Поэтому выставка и получила название «Лицо и слово»: большинство фотографий изображают лица героев, а сами снимки являются художественным высказыванием автора».

В данном случае Элио Чиол поступает как современный художник и одновременно становится соавтором Джотто — следуя его художественной логике, можно сделать вывод, что самое главное в изобразительном искусстве — это композиция или то, какой именно фрагмент реальности вырван из окружающего мира. Для искусства фотографии эта мысль, пожалуй, не новая, однако в случае с древними фресками она обретает свежий смысл. Фотограф выводит на авансцену второстепенных героев, глядя на них под неожиданным углом, и ищет новые контексты, особым образом выстраивая кадр.

«Я думаю, он выбрал Джотто еще и потому, что тот был великим реформатором, предвосхитившим развитие европейской живописи. Великие художники — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и многие другие — все они вдохновлялись работами Джотто, потому что он первым нарушил все византийские традиции, ввел в произведение изобразительного искусства пространство, впервые стал писать лица людей с живыми эмоциями, — размышляет Татьяна Огородникова. — По сути, он ввел в живопись элементы реализма».

Не менее важным оказывается и принцип монтажа, применяемый Элио Чиолом при развеске. Те или иные фотографии, оказываясь рядом, тоже создают новые смыслы. Таким образом, выбирая из того или иного сюжета отдельные фрагменты лиц, деревьев, зданий, автор разобщает и соединяет, разделяет и связывает, распределяет и перераспределяет важные для него детали и, по сути, заново создает житие Святого Франциска.

Выставка «Лицо и слово» с большим успехом уже была показана в Италии, а свой тур по России при поддержке Института итальянской культуры в Москве начинает именно с Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева. Так что иркутские зрители получили редкий шанс первыми в стране оценить новые взгляды на фотографию и изобразительное искусство. Экспозиция будет работать в Иркутском художественном музее в течение месяца, после чего будет отправлена в Новосибирск.

PDF номера