Тонкая работа

в фильме «Служанка» Пака Чхан-ука
Иркутский КДЦ «Художественный» продолжает кратковременный прокат фильмов-призеров Каннского кинофестиваля этого года. Конец августа ознаменовался премьерой «Служанки» южнокорейского режиссера Пака Чхан-ука — того самого, что когда-то получил Гран-при в Каннах за своего «Олдбоя», а позже снял не менее интересные «Сочувствие госпоже Месть», «Я киборг, но это нормально» и «Жажду». И пусть последний фильм Пака Чхан-ука в этом году удостоился во Франции гораздо более скромного приза, все-таки «Служанку» посмотреть стоит — из-за нереальной красоты и увлекательного сюжета.

Фильм разбит на три части, в каждой из которых зритель смотрит одну и ту же историю с разных сторон глазами разных героев.

Бедным слоям оккупированной Кореи в 30-х годах прошлого века жилось настолько непросто, что приходилось учиться воровать раньше, чем, например, читать. Такой была и Сук-хи — потомственная карманница, выросшая в криминальной среде, после того как ее мать повесили за многочисленные кражи. Но однажды девушке выпал счастливый билет. Некто господин Фудзивара предложил непыльную работенку — быть горничной в богатом японском поместье у молодой особы Хидеко, наследницы огромного состояния. Задача простая — прислуживать госпоже, втереться в доверие и в определенный момент попытаться убедить ее выйти замуж за Фудзивару, который проникнет в дом под видом японского аристократа и станет постоянным гостем ее пожилого дяди…

Все это лишь завязка. Целиком пересказывать сюжет этой изящно продуманной истории — значит лишать удовольствия от просмотра фильма тех, кто только собирается его увидеть. Скажем только, что

Буквально каждый герой этой по-настоящему изысканной с визуальной точки зрения картины на самом деле не тот, кем кажется на первый взгляд.

На создание «Служанки» режиссера вдохновил роман британской писательницы Сары Уотерс «Тонкая работа», по которому уже был снят мини-сериал «Бархатные пальчики».
На создание «Служанки» режиссера вдохновил роман британской писательницы Сары Уотерс «Тонкая работа», по которому уже был снят мини-сериал «Бархатные пальчики».

Будто в подтверждение этому — забавный случай с прокатным названием фильма, который в оригинале вообще-то называется «Госпожа» (Agasshi). Да, в какой-то момент главные героини действительно поменяются местами — как в прямом, так и в переносном смысле. Фильм разбит на три части, в каждой из которых зритель смотрит одну и ту же историю с разных сторон глазами разных героев.

Впрочем, за два с половиной часа экранного времени картина преподносит не только сюжетные, но и жанровые сюрпризы. Сначала мы смотрим костюмную историческую мелодраму с легким эротическим налетом, а примерно через час обнаруживаем, что перед нами авантюрный детектив, замешанный на средневековой порнографии, детских психологических травмах и лесбийском сексе, который к финалу и вовсе трансформируется в кровавый триллер в лучших традициях шокирующего южнокорейского кинематографа. Будут здесь и отрубленные пальцы, и жестокие пытки, и заспиртованные половые органы в банках, и огромный осьминог-убийца, заживо пожирающий людей. Но при этом

Большую часть времени «Служанка» невероятно, даже местами слащаво красива: оператор Чон Джон-хун — постоянный напарник Чхан-ука — как будто упивается, снимая идиллические пейзажи родной Кореи,

ее историческую архитектуру, минималистичные интерьеры и тщательно продуманные костюмы.

Любопытно, что на создание «Служанки» режиссера вдохновил роман британской писательницы Сары Уотерс «Тонкая работа», по которому в 2005 году уже был снят мини-сериал «Бархатные пальчики». Однако в романе действие происходило в викторианской Англии, а Чхан-ук перенес его в Корею, тем самым добавив картине дополнительный смысловой пласт, над которым тоже можно поразмышлять. И удивительно, насколько этот сюжет вписался в новые обстоятельства и стал не только корейским, но и чхан-уковским, будто он сам его придумал.

В то же время фильм, конечно, интересен не только корейцам или поклонникам непосредственно Пака Чхан-ука — можно сказать, что это одна из самых зрительских картин режиссера, умеющего удивлять и радовать самую разную публику. По-настоящему тонкая работа мастера.

Тимофей Сундуков