Томский ТЮЗ в поисках своего зрителя

Томский областной театр юного зрителя впервые за свою 35-летнюю историю приехал в Иркутск. Коллектив в рамках обменных гастролей с иркутским ТЮЗом привез в Приангарье сразу девять наиболее успешных спектаклей для зрителей разного возраста.

Среди привезенного репертуара Томского ТЮЗа есть постановки и по классике («Зойкина квартира» Булгакова, «Безденежье» Тургенева) и по современной драматургии («Как я стал…» Ярославы Пулинович, «Две дамочки в сторону севера» Пьера Нота, «Ночь святого Валентина» Александра Марданя) для взрослой публики, а также несколько ярких спектаклей для детей (рок-постановка «Как Кощей на Василисе женился», индейская сказка «Легенда о священной горе», восточное представление «О-Цуру» и игровой спектакль для самых маленьких «Не хочу быть собакой»).

«Для гастролей мы подбирали такие спектакли, чтобы каждый зритель нашел свою нишу и получил удовольствие от просмотра, — говорит директор Томского ТЮЗа Владимир Казаченко. — У нас есть постановки, которые заинтересуют и детей, и студентов, и старшее поколение. Все они пользуются большим успехом у томской публики».

Сеанс черной магии

Гастроли Томского ТЮЗа открылись 10 октября спектаклем «Зойкина квартира», охарактеризованном в программке как «сеанс черной магии с разоблачением» и являющимся, по версии томского зрителя, лучшим взрослым спектаклем. Как рассказали представители дирекции театра, на эту постановку билеты всегда раскупаются с молниеносной скоростью. В Иркутском ТЮЗе, на сцене которого играют томичи, тоже практически не было свободных мест.

Имя Михаила Булгакова уже само по себе традиционно пользуется большой популярностью у молодежи — известно, что у школьников старших классов «Мастер и Маргарита» любимая книга. Вероятно, поэтому режиссер Александр Загораев решил ввести в постановку одного из главных ее персонажей — Воланда, который в начале спектакля рассуждает о том, изменилось ли человечество за сотню лет или по-прежнему считает своим главным кумиром деньги. Оказывается, не изменилось, и то, о чем писал Булгаков в 1926 году, вполне ложится на наши дни. Постановка о «пошлости, разврате и преступлении» времен НЭПа с их взяточниками, мошенниками, наркоманами, проститутками и плутами оказывается очень даже современной, и недаром ее с завидной регулярностью ставят во многих театрах страны.

Если в «Безденежье» и «Зойкиной квартире» зрителю предлагается взглянуть в так называемое историческое зеркало и понять, что человек остается таким же и через сто лет, то спектакль «Как я стал…» говорит с публикой на равных.

Пьеса, озаглавленная в свое время Булгаковым как «трагическая буффонада», предполагает сильную визуальную составляющую, и здесь художник Леонид Пантин постарался создать на сцене мрачную, мистическую атмосферу с элементами шоу и спецэффектов. Так, показательный поединок между двумя китайцами (который вообще отсутствует в пьесе), поставленный в духе модных боевиков, превращается в самое яркое и запоминающееся действо спектакля, вызывающее овации и смех в зале. Центром декорации в первом акте является огромная кровать — как главная цель всех тех, кто приходит в Зойкину квартиру, работающую под видом ателье. Не менее важным элементом становится паутина, натянутая на заднике сцены, — именно она метафорически затягивает героев в порочный круг, из которого невозможно выпутаться. И, наконец, лейтмотивом спектакля звучат «Куплеты Мефистофеля» из оперы Гуно «Фауст» — о Сатане, который правит бал там, где люди поклоняются золотому тельцу. Спектакль, в котором нет ни одного положительного персонажа, служит своего рода кривым зеркалом, глядя в которое зритель должен ужаснуться, увидев в нем свое собственное отражение. Однако пошлость, которой переполнены герои пьесы, в определенной степени перенесена и в спектакль — в том числе в его декорации, костюмы и даже игру актеров. И это в первую очередь вызывает отторжение, чем какие-либо другие чувства.

Разговор со зрителем

Совсем иначе решены два других спектакля, которые удалось посмотреть корреспонденту «АН» за время гастролей. Оба их поставил новый главный режиссер Томского ТЮЗа Илья Ротенберг, который был приглашен в театр более года назад. Окончивший ГИТИС в 2012 году, он уже успел побыть главным режиссером в Лысьвенском театре драмы и Алтайском краевом театре драмы, где ставил как классику, так и современников. Такой же позиции он придерживается и в Томском ТЮЗе.

Так, последним спектаклем, созданным по томской сцене главным режиссером, является «Безденежье» по Ивану Тургеневу. Небольшая одноактная пьеса, написанная в 1845 году, рассказывает о молодом помещике, переехавшем из родной деревни в Петербург, дабы устроить там свою жизнь. Зрителю предлагается посмотреть «несколько сцен из жизни молодого человека», который на самом деле имеет гораздо больше общего с представителями современной молодежи, чем это может показаться на первый взгляд.

Привыкший жить на попечении своей маменьки в деревне, окруженный заботой и достатком, молодой дворянин Тимофей Жазиков в Петербурге оказывается по уши в долгах и вынужден прятаться под кроватью от каждого дверного звонка. Одолеваемый кредиторами, он грезит о родной деревне, но возвращаться в родной дом не хочет — слишком уж там все просто и люди необразованные. Поэтому, как только появляется призрачная возможность еще где-нибудь занять денег, он тут же хватается за нее, как за спасательный круг, не понимая, что тем самым только сильнее затягивает узел на собственной шее. Инфантильный, не привыкший работать и нести ответственность за свои поступки Жазиков так похож на современного молодого человека, только что выпорхнувшего из родного гнезда и не умеющего справиться со взрослой жизнью. Пьеса, как и спектакль, вовсе не поучает зрителя, но как будто предлагает ему сделать собственные выводы из случившегося на сцене.

Если в «Безденежье» и «Зойкиной квартире» зрителю предлагается взглянуть в так называемое историческое зеркало, чтобы понять, что человек остается таким же и через сто, и через 150 лет, то спектакль «Как я стал…» говорит с публикой на равных. Пьеса действительно молодого драматурга Ярославы Пулинович (автор 1987 года рождения) «Как я стал…» ведет свое повествование от первого лица — это рассказ современного молодого человека Саши, который хочет выговориться, чтобы попробовать снять груз с души. Однажды он совершил очень плохой поступок, который до сих пор не может себе простить. Выговариваясь перед публикой (спектакль играется на камерной сцене, поэтому зрители находятся на расстоянии вытянутой руки), он как будто ищет у нее защиты, сочувствия и понимания.

Отказавшись от декораций и большой сцены, Илья Ротенберг поставил спектакль как некий диалог со зрителем. На сцене точно герои нынешнего времени, которые решительно ничем не отличаются от смотрящей на них публики. Всего четыре персонажа, которые ведут себя в логике сегодняшнего дня — так, как могли бы поступить и многие из нас. В такой постановке самым важным оказывается игра актеров, и они здесь убедительны абсолютно, за что нужно сказать спасибо и им, и режиссеру. Думается, таким и должен быть настоящий ТЮЗ — вызывающим своего зрителя на серьезный разговор, без нравоучений и морализаторства.

Гастроли длятся уже почти неделю, но почти каждый спектакль показывают дважды, так что у иркутской публики еще есть шанс познакомиться с театральным творчеством томичей.

Антон Кокин