Только любовь

в спектаклях Иркутского драматического театра
В то время как иркутяне с удовольствием отмечали праздники, драматический театр им. Н.П. Охлопкова не прекращал своей работы и за последний месяц, не считая новогодней сказки для детей, успел выпустить целых два новых спектакля, которые уже вошли в репертуар. Накануне Нового года на камерной сцене появилась «Старомодная комедия» Арбузова в постановке приглашенного постановщика Ольги Румянцевой, а в минувшую пятницу местные режиссеры Александр Булдаков и худрук драмтеатра Геннадий Шапошников выпустили на главной сцене музыкальную драму «Орфей и Эвридика» по Жану Аную.

Нечаянно нагрянет

Для московской актрисы и режиссера Ольги Румянцевой, поставившей на камерной сцене «Старомодную комедию» Арбузова, театр имени Охлопкова не был незнаком, впрочем, как и сам город. В свое время окончив Иркутское театральное училище, она успела поработать даже в двух иркутских театрах: в драме и Театре пилигримов. Камерную разговорную комедию, написанную советским классиком Алексеем Арбузовым в 1975 году, она ставила в классической манере и так, как будто история не привязана ни к какой исторической эпохе. И действительно, любовь, как поется в песне, и правда ведь может нечаянно нагрянуть.

Именно так происходит с главными героями спектакля Лидией Васильевной Жербер и Родионом Николаевичем — немолодыми людьми, которые не то что бы бегут одиночества, но давно привыкли жить без спутников жизни. Она — «решительно незамужняя» горожанка, когда-то покорявшая сцены, а ныне работающая кассиром цирка — приехала поправить здоровье в санаторий и никак не может надышаться морским воздухом, налюбоваться рассветами и наслушаться пением птиц. Будучи особой эксцентричной, она и сама по утрам распевает песни, а по ночам лазает через окно в сад, не давая покоя соседям. Он — угрюмый вдовец, имеющий взрослую дочь, которая его почти не навещает — работает главврачом санатория и вынужден отреагировать на сигналы недовольных отдыхающих. Столкновение столь непохожих друг на друга характеров происходит при первой же встрече, когда Родион Николаевич вызывает не в меру жизнелюбивую пациентку для воспитательной беседы. И в этом разговоре, больше похожем на рапирную дуэль, вспыхивает невидимая искра (этот момент мастерски разыгрывают Яков Воронов и Ольга Шмидгаль, исполняющие главные роли), и зрителям между строк уморительных диалогов становится ясно, что спектакль закончится счастливо.

История неожиданно возникшей любви разыгрывается в восьми картинах, происходящих на Рижском взморье. Будут здесь и прогулки под луной, и залихватские танцы в парке, и домашние котлетки в больничной палате, и неловкие признания на скамейке — словом, все то, что мы привыкли видеть в романтических историях о молодых. Но здесь любовь пожилых людей выглядит вовсе не смешно, а прежде всего трогательно.

Разумеется, в этом заслуга Якова Воронова и Ольги Шмидгаль, которые умудряются в течение всех полутора часов, что длится спектакль, вызывать у зрителя то смех, то легкую грусть, то страх за то, что у героев может ничего не получиться. Опытнейшие мастера сцены, они разыгрывают эти сценки с таким мастерством и тактом, что почти после каждого эпизода зал не может удержаться от аплодисментов.

Когда ее совсем не ждешь

Если в «Старомодной комедии» все происходит по взаимному согласию, то в «Орфее и Эвридике» любовь приходит к главным героям как злой рок, которому невозможно сопротивляться. Написанная в 1942 году как черная комедия — в постановке 2013 года пьеса Жана Ануя «Эвридика» превращается в настоящую трагедию о судьбе с одной стороны, и о человеческом эгоизме — с другой.

Более того, спектакль поставлен двумя режиссерами — Александром Булдаковым и художественным руководителем драматического театра Геннадием Шапошниковым — как мюзикл, музыка и песни которого тоже созданы местными силами. Композиторами выступили артисты оркестра Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова Александр Армаш и Олег Запорожец, которые уже делали музыку к спектаклям «Я — Жанна Орлеанская» и «Гоголь/Кафе». Тексты песен написаны артистом Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского Александром Айдаровым и иркутским поэтом Сергеем Корбутом. Правда, песен для полноценного мюзикла здесь не так уж много, хотя режиссер Александр Булдаков перед премьерой признавался, что, возможно, их количество будет увеличено.

Таким образом, основу постановки составляет все же драматическое действие французской пьесы, которая в свою очередь является переложением древнегреческого мифа о любви прекрасного певца Орфея (сына бога и музы) к лесной дриаде Эвридике, которую он пытался вывести из царства мертвых, чтобы спасти от смерти. По версии Ануя, а вслед за ним и иркутских режиссеров, история Орфея и Эвридики начинается на вокзале. Орфей здесь — молодой талантливый скрипач, живущий музыкой, но в то же время томящийся неопределенным чувством (его играет Александр Братенков). Эвридика — молодая актриса в небольшой вечно гастролирующей труппе (эта роль досталась очаровательной Анне Дружининой). Оба они в водовороте событий, в вокзальной суете и кутерьме запросто могли не заметить друг друга, но музыка Орфея сама привела Эвридику к нему. Короткий разговор — и вот они готовы бросить все и всех, чтобы только быть друг с другом и никогда не расставаться. Нежданное чувство накрывает их с головой. Но становится ясно, что у этой истории не может быть счастливого финала.

К трагической развязке ведет все: и декорации, созданные Александром Плинтом из бесконечных лестниц и переходов — как лабиринт; и музыка, которая будто готовит зрителя к трагедии; и сама игра актеров — отстраненная, будто в мороке или помешательстве. Счастье героев длится менее суток, прошлая жизнь не отпускает их, вмешивается и рушит столь хрупкое счастье. Светлое чувство пытается противостоять пошлости и циничности настоящего, но в конце концов гибнет под его натиском, чтобы обрести покой на небесах. Однако если у Ануя история заканчивается гибелью обоих героев, в спектакле Александра Булдакова и Геннадия Шапошникова она снова возвращается к своему началу и повторяется вновь, тем самым утверждая, что великое чувство не исчезнет на этой земле и снова и снова будет возвращаться в том или ином обличии.

Антон Кокин