Тимур Шаов: «Я лягушонка в коробчонке…»
Мой брат говорит: «Ты ездишь, как пенсионер». А куда торопиться? Практика показывает, что, когда едешь «как пенсионер», выигрываешь в среднем 10 минут у того, кто мчится.
— Я долго и ошибочно думал, что не приспособлен для руля. И был удивлен, когда мой инструктор, раллист и мастер спорта международного класса, сказал: «Надо же, как ты быстро схватываешь. Ты раньше ездил? Первый раз? Хорошо». Так вот оказалось…
Шаов разводит руками и улыбается. Рассказывает, как «честно учил ПДД, честно сдавал, на компьютере, как все».
— Я вообще считаю иные варианты большим свинством. Все можно получить по блату — кроме диплома о медицинском образовании и водительского удостоверения.
Его водительский стаж — три года, и он все еще радуется своей «неиспорченности автомобилями».
— Когда я выбирал автомобиль, представления об этих штуках у меня почти не было… Поэтому просто пришел и ткнул пальцем — вот этот вот, зелененький, возьму. «Зелененьким» оказался Opel Vectra. Думал — временно, потом быстро поменяю, но…
— Но нет ничего более постоянного, чем временное…
— Ну да. Так привык к нему… Я, знаете, очень неприхотлив, не вижу смысла в особых наворотах — главное, чтоб машина ездила и была надежной. Больше ничего не надо.
— За три года за рулем изменилось что-то в отношении к автомобилям, к дороге, к тем, кто на дороге?
— Я езжу все-таки в экстремальных условиях — в условиях Москвы. Поэтому у меня изначально настороженное отношение к автомобилю. Все-таки садишься управлять… как это… средством повышенной опасности… Я ответственный очень, да! Мой брат говорит: «Ты ездишь, как пенсионер». Имеется в виду, не торопясь, спокойно. А куда торопиться? Практика показывает, между прочим, что, когда едешь «как пенсионер», выигрываешь в среднем 10 минут у того, кто мчится. Мало того, скажу одну вещь: я всегда пристегиваюсь и заставляю пристегиваться пассажиров. Это может вызывать пренебрежение в нашем обществе — мол, ты боишься, что ли? Подобная позиция — глупость, хуже которой я не видел, раздолбайство наше российское, которое никогда ни к чему хорошему не приведет. И я считаю, что нужно ужесточать ответственность за безалаберность в подобных вещах. И правильно, наверное, что пересматривают ПДД и в этом направлении тоже.
— Те, кто любит вашу музыку, наверняка удивятся такой гражданской ответственности…
— А-а-а-а!!! А вы думали, я езжу со скоростью 140 км/ч, не включаю поворотники, да? — радостно спрашивает Шаов, и я не могу его разочаровать.
— Ну, пожалуй, думала…
— Не-е-ет. Мало того, я трусоватый автомобилист. И считаю это единственно правильным. Я не пересекаю двойную сплошную и не делаю многих других общепринятых, к сожалению, вещей. Мне очень нравится Америка с ее традициями вождения, где все друг друга пропускают и улыбаются. А у нас… Я себя, правда, одергиваю, стараюсь пропускать пешеходов, например, на нерегулируемом перекрестке. Если вижу, что идет поток, и человек не может выехать — остановлюсь, пропущу, и приятно, если он махнет рукой в ответ. Но я ловлю себя на том, что тоже становлюсь иногда таким гнусным водителем, наглею, знаете…
В Москве без толики наглости ты будешь стоять. Надо вклиниваться, надо объезжать. И матом начинаю ругаться. А вообще, автомобиль добавляет разве что свободы. Я теперь вряд ли спущусь в метро — лучше постою в пробках. Ты в своем автомобиле, и это твое пространство. Ты включил свою любимую радиостанцию, и это уже как дом. Лучше дома посижу, чем отправлюсь под землю.
— Что слушаете в машине?
— Только информационные радиостанции: «Эхо Москвы», «Маяк« — я там сейчас работаю, и слушаю свою родную радиостанцию, конечно.
— Это потому что нет другого времени на получение новостей?
— Это потому что я музыку не очень люблю.
— О смене автомобиля пока не думаете?
— А зачем? Меня все устраивает. Я имею сейчас возможность купить машину классом выше. Двумя классами выше. Но пока не понимаю, зачем мне это могло бы быть нужно. С другой стороны, столько хороших машин сейчас — смотришь, читаешь журналы, такие как ваш, и глаза разбегаются. Я склоняюсь к немецким и японским автомобилям. Опять же друзья расхваливают мне корейские автомобили, и я знаю, что они популярны сейчас. Друзья-американцы говорят: бери Ford, качественные машины, металл там у них хороший какой-то… В общем, выбирать буду, исходя из соображений практицизма.
— Вы идеальный водитель, вас, наверное, и инспекторы ГАИ ни разу не останавливали?
— Останавливали. Два раза. Первые полтора года я ездил, вообще не привлекая внимания. Уже шутил на концертах, что приготовлю набор дисков, чтобы подарить первому гаишнику, который меня остановит. Но не донес их до машины, и остался без подарка инспектор, который первый раз проверил у меня документы. А второй раз было смешно — я встречал тещу на Савеловском вокзале, меня остановили. Как сказал инспектор, слишком тихо ехал, подозрительно. Отвечаю: как я могу ехать иначе, я же тещу родную везу! Вот такие у меня отношения с ГАИ. Я не видел ни жлобства, ни хамства, ни развода на деньги, хотя знаю, что все это присутствует. Но они делают хорошее дело, и пусть они делают его хорошо. И диск, кстати, я все-таки подарю, — серьезно обещает Шаов. И расплывается в улыбке:
— Первому гаишнику, который меня оштрафует…