Технологичный бизнес нового поколения

Высокотехнологичные решения для бизнеса в наше время не роскошь, а необходимость и дополнительное конкурентное преимущество. Автоматизация максимального количества рабочих процессов, внедрение электронного документооборота, синхронизация почтовых сервисов с мобильными устройствами — это те необходимые элементы, которые формируют единое информационное пространство и позволяют упростить ряд бизнес-процессов. Крупный и средний бизнес давно начал внедрять подобные технологии, в тренде сейчас находятся и государственные структуры — они на протяжении нескольких лет, этапами, автоматизируют свою работу. Теперь острую потребность в высоких технологиях ощутил и малый бизнес: по оценкам экспертов, доля небольших компаний, которые заказывают такие услуги, постепенно увеличивается в общем объеме сделок. И именно этим клиентам в настоящее время приходится тяжелее всего: они решают множество вопросов — начиная с того, чего именно позволит добиться автоматизация бизнеса, до определения оптимального по цене и качеству программного продукта, подходящего под эти задачи, и выбора поставщика услуг.

В век высоких технологий бизнес как никогда ценит мобильность и комфорт, поэтому основным требованием компаний, которые решили автоматизировать бизнес, является внедрение электронного документооборота и синхронизация всех процессов, которые выполняются на рабочем компьютере, с мобильными устройствами. Для подобных целей разработано много готовых продуктов, есть множество компаний, которые занимаются их распространением, продажей и установкой. Однако готовое решение далеко не всегда подойдет для того или иного заказчика: разработанное по стандартному шаблону, оно не будет отражать специфики конкретного предприятия, предупреждает генеральный директор компании «Байкалсистем-групп» Анатолий Моисеев. «В свое время, в 2005 году, мы начинали как поставщик готовых решений, так называемых «коробочных продуктов». По количеству внедрений они сейчас занимают наибольшую долю на рынке, однако по личному опыту могу сказать: очень часто клиентов не удовлетворяют возможности данных инструментов. Такое программное обеспечение не обладает гибкостью, его сложно или зачастую невозможно адаптировать под специфические задачи конкретного бизнеса. Специально разработанные продукты использовать эффективнее и зачастую, при подсчете конечной стоимости продукта, экономически целесообразнее, — уверен эксперт. — Мы, например, разрабатываем ПО на базе зарекомендовавших себя качественных платформ, в частности EMC Documentum, и других».

Анатолий Моисеев в качестве примера приводит один из последних проектов, который реализовала компания «Байкалсистем-групп». В этом году к специалистам обратились из иркутского регионального представительства Саморегулируемой организации арбитражных управляющих Северо-Запада с просьбой автоматизировать их рабочий процесс. «Мы выполнили проект за два месяца — от составления технического задания до установки программного продукта. Для нас это очень интересный опыт, — вспоминает эксперт. — Арбитражные управляющие выполняют очень специфичную работу: банкротство предприятий, управление бизнесом, бухгалтерский учет, большой пласт юридических услуг. Они поставили перед нами задачу автоматизировать бизнес. Мы установили им не просто систему электронного документооборота в классическом понимании (регистрация и обработка входящих и исходящих документов), а провели комплексную работу по формированию единого информационного пространства. Разумеется, эти функции тоже стали доступны, но главное, что мы сумели разработать программное обеспечение, полностью отражающее специфику бизнеса — в ней отражены и автоматизированы все тонкости юридического и арбитражного дела. Управление юридическими проектами, заявки, подготовка к судебным заседаниям узкой спецификации — все это стало доступным».

Федеральные структуры, заходящие в регионы, по достоинству ценят опыт и квалификацию сотрудников «Байкалсистем-групп». «Собственно, кадры — это один из главных активов предприятия, — замечает Анатолий Моисеев. — Наш основной кадровый ресурс — это Java-программисты, аналитики и специалисты по внедрению. Специалисты такого высокого уровня — редкость не только для Иркутской области, но и для России. Именно благодаря им компания успешно развивается и растет.

Кроме внедрения системы электронного документооборота, «Байкалсистем-групп» для арбитражных управляющих в значительной мере видоизменила техническую инфраструктуру: заменила серверы, операционную систему, на более качественном уровне настроила сеть. «Помимо внедрения электронного документооборота, мы оказываем интеграционные и инженерные услуги. Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что требования клиентов на их площадке выполнить невозможно, так как имеющаяся инфраструктура просто «не потянет» разработанное нами ПО, потому что она морально устарела или изначально была нацелена на более простые задачи. Столкнувшись с этой проблемой, мы расширили перечень услуг: дополнительно стали специализироваться на интеграционной и инженерной деятельности. То есть проводим анализ действующей инфраструктуры, разрабатываем предложения по приобретению необходимого «железа», составляем и обосновываем смету», — объясняет гендиректор «Байкалсистем-групп». Именно такая комплексная работа была проведена с региональным представительством СРО арбитражных управляющих в Приангарье.

Вспоминая тот опыт сотрудничества, Анатолий Моисеев отмечает интересную тенденцию на рынке разработчиков ПО: малый бизнес все чаще стал задумываться об автоматизации своей работы с документами, тогда как раньше это считалось прерогативой крупных компаний и госструктур. И это очень важная тенденция, которая открывает разработчикам и интеграторам новые горизонты. Сегодня, по оценке эксперта, эволюция малого бизнеса и его стремление к совершенствованию приводит к тому, что руководители компаний готовы тратить средства на внедрение нового высокотехнологичного ПО. Это позволит им видеть картину развития бизнеса целостно и, что немаловажно, оперативно принимать решения по дальнейшему развитию предприятий. В целом внедрение подобных программных продуктов может быть интересно юридическим и оценочным компаниям, консалтинговым предприятиям — тем, через кого проходят серьезные объемы документов. Хотя есть и другие весьма специфичные направления: так, новым клиентом «Байкалсистем-групп» стала сеть стоматологических клиник. На первом этапе сотрудничества компания заходит туда с инфраструктурным проектом, пояснил Анатолий Моисеев. Для небольших предприятий компания предлагает специальные решения: недорогие проекты на базе крупных корпоративных платформ, где одна лицензия может стоить порядка одной тысячи евро, а проекты на собственной разработанной платформе RUmentum. Она имеет аналогичную функциональность при меньшей стоимости для заказчика. Кроме этого, новое направление работы, которое стало актуально для компании — работа с мобильными устройствами, разработка приложений для планшетов и смартфонов. По сути, это направление сегодня присутствует в каждом из проектов «Байкалсистем-групп», в том числе и сегменту МСБ.

Что касается других клиентов «Байкалсистем-групп», то среди них большое количество крупных предприятий и государственных структур. «В числе наших клиентов — органы государственной власти от Урала до Дальнего Востока. Например, мы плотно сотрудничаем с Сахалинской областной думой и правительством Сахалинской области — там мы установили уже второе поколение программного обеспечения. Мы в значительной мере модернизировали их работу. Однако сотрудничество с госорганами усложняется серьезной бюрократизацией процессов и статичностью системы. Например, в одном регионе мы столкнулись с такой проблемой: средства на внедрение электронного документооборота были выделены, однако имеющаяся инфраструктура не позволяла его установить и эксплуатировать. Мы стали стучаться в двери, чтобы объяснить чиновникам необходимость выделения средств на покупку новой техники. Однако это ни к чему не привело: после общения с рядом чиновников нам ответили, что это невозможно, так как деньги на эти цели не заложены ни на этот год, ни на следующий. Как в таких условиях мы можем качественно выполнить нашу работу?» — задает резонный вопрос Анатолий Моисеев.

Еще одна проблема при работе с госорганами — высокий уровень демпинга во время проведения аукционов на выбор подрядчика. «Иногда компании опускают первоначальную цену в четыре-шесть раз, а после, выиграв тендер, обращаются к нам, пытаясь привлечь нас на субподряд. Мы не готовы на такие условия: изначально, выходя на аукцион, мы просчитываем минимальную рентабельную стоимость выполнения работ, ниже которой не опускаемся, потому что дорожим репутацией и не хотим попасть в список недобросовестных подрядчиков, — рассказывает господин Моисеев. — Но демпингующие структуры находятся всегда. Поэтому сотрудничество с государственными ведомствами для нас интересно в меньшей степени: на это тратится много ресурсов при минимальной отдаче.

«Байкалсистем-групп» имеет обширный опыт работы с крупными компаниями, такими как ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «Иркутскэнерго», в качестве партнеров-субподрядчиков крупных федеральных интеграторов. Федеральные структуры, заходящие в регионы, по достоинству ценят опыт и квалификацию сотрудников «Байкалсистем-групп». «Собственно, кадры — это один из главных активов предприятия, — замечает Анатолий Моисеев. — Наш основной кадровый ресурс — это Java-программисты, аналитики и специалисты по внедрению. Специалисты такого высокого уровня — редкость не только для Иркутской области, но и для России. Именно благодаря им компания успешно развивается и растет».

Особое мнение

Михаил Николаев, директор Иркутского филиала «Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада«

Наша организация не стоит на месте, мы шагаем в ногу со временем, развиваемся, у нас увеличивается штат сотрудников и количество интересных и серьезных проектов. Для того чтобы сделать работу более эффективной, надежной и оперативной, мы пришли к общему мнению, что нам нужна единая информационная система, которая поможет вести дела слаженно и, что особенно важно, в удаленном доступе. С этой задачей мы и обратились в «Байкалсистем-групп».
Разработка программной системы велась именно под нас, поэтому техническое задание было просто колоссальным, состояло из множества пожеланий и задач, много раз корректировалось и исправлялось. Как конечный результат мы хотели получить прозрачность при обработке документов — введение и изменение статусов работы в проектах, отображение текущего этапа работы; повысить исполнительскую дисциплину, а также планировали облегчить работу сотрудникам за счет сокращения операций и выведению автоматических отчетов. Мы добились этого. Простота системы поиска и организации папок в программе обеспечивает быстрый доступ к нужным данным. Все сотрудники (включая удаленный доступ) работают в одной информационной базе, и передача документов занимает считанные секунды. Внедрение системы привело к качественно новым изменениям на уровне исполнения управленческих решений. За обработку каждого документа назначен ответственный сотрудник, назначено время сдачи работы. Все эти процессы позволяют повысить прозрачность выполнения задач, возрастает производительность труда.
Мы довольны сотрудничеством с «Байкалсистем-групп». Хочется отметить высокую квалификацию их специалистов, принимающих участие в реализации проекта, и клиентоориентированность компании в целом.