Тернистая дорога

В 2012 году впервые за последние несколько лет дорожная отрасль региона стала объектом масштабного вливания средств. Более 6,3 млрд рублей было выделено из вновь созданного Дорожного фонда Иркутской области и более 5,3 млрд рублей из федерального бюджета. Такое финансирование, казалось бы, должно было решить все проблемы. Но оно, напротив, только обострило вопросы, накопившиеся за годы безденежья. Среди них — нехватка мощностей и критическое техническое состояние асфальтобетонных заводов, нехватка карьеров, кадровый дефицит и, конечно, качество дорожных работ.

Федеральные амбиции

Каких-то три года, — и печально известные федеральные трассы Иркутской области будет не узнать — ни одного гравийного разрыва, ни одного проезда через населенные пункты или железнодорожные пути. Култукский тракт станет практически прямым — без знаменитого среди дальнобойщиков тещиного языка и нескончаемого серпантина. Основы грядущих изменений заложены были, в том числе, и в 2012 году.

Как рассказал, подводя итоги дорожного сезона работ, глава ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Олег Шандрук, в 2012 году федеральные трассы, проходящие по территории Приангарья (М-53 «Байкал», М-55 «Байкал», 1Р 418 Иркутск—Усть-Ордынский, «Вилюй«), получили из федерального бюджета более 5,3 млрд рублей. Объемы финансирования по сравнению с 2011 годом возросли практически на 1 млрд рублей.

Такая тенденция — ежегодного роста затрат государства на автодороги — отмечается последние несколько лет (2010 год — 3,7 млрд рублей, 2011 год — 4,3 млрд рублей). Благодаря этому федеральные трассы Приангарья в корне меняют свое дорожное лицо.

Так, в 2012 году был сдан четвертый пусковой комплекс в районе поселка Замзор по ликвидации 25-километрового участка гравийного разрыва, который был между Нижнеудинском и Тайшетом. «На следующий год мы сдадим еще один, и тогда дорога от Тайшета до Нижнеудинска целиком будет относиться ко второй категории вместо четвертой», — говорит глава ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Олег Шандрук.

Что касается оставшихся участков гравийных разрывов на М-53, то Олег Шандрук заверил, что уже в ближайшие три года они также будут ликвидированы. К слову, к 2015 году масштабные изменения ждут всю сеть федеральных автодорог в Иркутской области. К этому времени планируется уйти от железнодорожных переездов в одном уровне, а трассы вынести в сторону от населенных пунктов. «Конкурс по переезду за Нижнеудинском планируем отыграть в январе-марте, это двухлетний объект, который планируем запустить к 2015 году. Еще один переезд будет закрыт при строительстве дороги в Нижнеудинском районе в следующем году. И останется еще один переезд в одном уровне — когда мы будем уходить с федеральной трассы от деревень», — поясняет Олег Шандрук.

Серьезные перемены в ближайшие годы ждут и дорогу М-55 (в ведении Упрдор «Прибайкалье» стокилометровый участок от Иркутска до Култука). Уже в этом году на Култукском тракте были сделаны дополнительные полосы движения для обгона автотранспорта. В следующем году эта работа продолжится — будут проложены допполосы с 55 по 65 км автодороги. «Одновременно закончен проект строительства федеральной дороги от 47 до 55 км. Это так называемый «тещин язык», где поворот идет в обратную сторону на 180 градусов. Там радиус ненормативный, фуры просто пополам разрываются, потому что они не могут в него вписаться. Проект у нас готов, и мы планируем, что в 2014 году эту стройку начнем», — заверил Олег Шандрук.

Параллельно в 2014 году управление планирует начать обустройство путепровода на 96 км трассы. «И дальше в наших мечтах — уничтожение серпантина от Култука до 96 км. «Гипродорнии» уже разработал проект, который позволит значительно улучшить условия движения транспорта», — заметил господин Шандрук. Последний участок дороги, который управление «Прибайкалье» планирует перестраивать на М-55 — это участок от 26 км дороги (в районе начала объездной Иркутска) до 47 км.

«Мы эту дорогу обязаны отстроить в надлежащем виде до 2015-2017 гг. Росавтодором принято решение эти магистрали — М-53 и М-55 — привести в состояние, необходимое для интенсивного движения транспорта. После запуска трассы Чита—Хабаровск интенсивность потока резко возрастает. Только по Усолье-Сибирскому количество автотранспорта возросло за год на 2 тыс. единиц. Поэтому будем плотно работать», — заметил Олег Шандрук.

Планируется к этому сроку «подтянуть» к состоянию остальных федеральных дорог и трассу «Вилюй». В этом году там впервые был выполнен ремонт 5 км. Уже в следующем году объем сделанных здесь работ должен быть увеличен до 30 км.

В планах на следующий год — начало решения еще одной важнейшей проблемы федеральных трасс Приангарья — их проход через крупные города: Нижнеудинск, Тулун, Усолье-Сибирское. «Сейчас все эти участки дорог приняты нами в баланс. В рамках оперативного управления мы продолжим их ремонтировать, содержать, освещать, ставить дорожные знаки и светофоры, где это необходимо. Но, кроме того, вскоре объявим и конкурс на подготовку проектно-сметной документации по строительству глубоких обходов Тулуна и Усолья. Так что можно сказать, что и эта тема наконец-то сдвинулась с места», — говорит Олег Шанд­рук. По его ожиданиям, в течение двух лет эти проекты будут отработаны, после чего можно будет приступать к следующим — Куйтуну и Нижнеудинску.

Идем на повышение

Всплеск дорожных работ в 2012 году отмечает и министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области. Благодаря возрожденному региональному дорожному фонду финансирование отрасли возросло в 1,8 раза по сравнению с прошлым годом и в 3,6 раза превысило расходы 2010 года. Заложенные в итоге 6,397 млрд рублей на областные дороги позволили нарастить объемы выполняемых работ по всем составляющим: содержанию, ремонту и капитальному ремонту, строительству и реконструкции трасс.

Так, впервые за последние восемь лет ввод автомобильных дорог после реконструкции составил 17,5 км дорог или 100% от плана. Были сданы 9,5 км автодороги Еланцы—Хужир и 8 км трассы Усть-Ордынский—Оса. В текущем году планировалось отремонтировать 114,4 км областных дорог. Фактически же было введено 109,7 км дорог, что в два раза превышает ввод мощностей 2011 года, но составляет только 95% от плана.

В целом же освоение средств Дорожного фонда Иркутской области, как и говорил еще в октябре зампред регионального правительства Николай Хиценко, достигло только 94%. Основной причиной неосвоения профильное министерство называет невыполнение государственных контрактов ОАО «Дорожная служба Иркутской области». Скорее всего, не все деньги были выбраны и по статье расходов «предоставление субсидий муниципальным образованиям». По данным на начало октября, из 1,120 млрд рублей, предусмотренных в фонде 2012 года на МО, было перечислено территориям только 900 млн рублей. «Планировалось, что обновить свои дороги за счет этих субсидий смогут не только районы, но и мелкие муниципалитеты, поселения. Но не все заявились. Так, на 1 октября только 92% от общего количества МО подали заявки на получение субсидий. По дворовым территориям договоры на выполнение работ были заключены всего на 68% от предполагавшейся суммы», — говорил Николай Хиценко. Правда, как заверил зампред, эти деньги не потеряны для дорожной отрасли. Они перейдут на 2013 год и будут израсходованы.

Кроме Дорожной службы Иркутской области, к новым объемам финансирования дорожных работ в Приангарье оказались не готовыми и другие подрядчики. Некоторые из них не успевали сдавать объекты в предусмотренные контрактом сроки. «Но более серьезных проблем удалось избежать. В том числе благодаря отказу от авансирования. Схема нашего сотрудничества простая: на конкурсе определяется подрядчик, если нет собственных средств, он берет кредит в банке, начинает работы на объекте, по факту выполненного получает деньги. В итоге ни одного брошенного объекта у нас нет», — поясняет Николай Хиценко.

Есть в Иркутской области и примеры высокого качества работы подрядных дорожно-строительных организаций. Так, в 2012 году в регионе была создана новая компания в этой отрасли — «Новые дороги», которая выиграла тендер по капитальному ремонту дороги «Вилюй». «Эта компания поставила асфальтобетонный завод недалеко от поселка Янталь в Усть-Кутском районе, закупила новую технику и построила возложенные на нее в этом году 5 км федеральной трассы в таком качестве, что все, кто по ней ездил, говорили, что Европа отдыхает», — поделился Николай Хиценко.

Решить накопившиеся проблемы

Однако, как признают все эксперты дорожной отрасли, проблем в этом секторе еще хватает. До сих пор нельзя говорить о полноценном охвате региона дорогами общего пользования. Много еще остается бесхозных дорог. В особую группу проблем можно выделить и нехватку специалистов отрасли, как в муниципалитетах, куда в этом году впервые пришли значительные средства на обновление своей сети, так и в подрядных организациях.

На реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения в Иркутской области на 2011-2015 годы» предусмотрено 6,356 млрд рублей. Из них 1,780 млрд рублей будет направлено на содержание автомобильных дорог общего пользования; 1,868 млрд рублей — на капитальный ремонт и ремонт.

Возросшие объемы дорожных работ в Иркутской области крайне обострили и проблему обеспечения отрасли собственными строительными материалами. Так, необходима разработка карьеров, реконструкция, либо открытие новых асфальтобетонных заводов. Если не будут приняты меры, то перебои в производстве собственного асфальтобетона могут начаться уже в следующем году. Региональное управление Росприроднадзора начало выписывать штрафы и закрывать асфальтобетонные заводы, входящие в состав Дорожной службы Иркутской области.

Из 28 АБЗ, входящих в состав ДСИО, один уже закрыт ведомством из-за загрязнения атмосферы. Чтобы модернизировать работу закрытого завода, нужно вложить 3 млн рублей. Дополнительные средства нужны и на модернизацию других производств, для того чтобы нарастить объемы производства с 30 тонн в час до 120 тонн. При этом первоочередные денежные вливания нужны для реконструкции АБЗ в Усть-Илимске, в Хребтовой (Нижнеилимский район), поселках Залари и Большая речка. «До выпуска первой тонны асфальта потребуется порядка 246 дней, поэтому если мы принимаем решение сейчас, то первый асфальт сможем получить уже в июле. Промедление на один-два месяца грозит потерей целого строительного сезона», — говорил в ноябре, выступая на заседании президиума правительства Иркутской области, глава ДСИО Андрей Кайдаш.

Однако ни дополнительного финансирования предприятия из регбюджета, ни другой поддержки он не получил. Напротив, глава региона Сергей Ерощенко раскритиковал программу развития Дорожной службы, а вскоре и принял отставку ее руководителя. «Для меня лично и всего областного правительства дорожная отрасль является одним из главных приоритетов. Это видно по тому объему средств, которые мы вкладываем в региональный дорожный фонд. И люди, живущие в Приангарье, должны реально увидеть, что деньги расходуются прозрачно, без коррупционной составляющей, что качество дорог не вызывает нареканий», — прокомментировал остроту вопроса Сергей Ерощенко.

Назначение нового руководителя ДСИО еще не состоялось. Но это не мешает области строить планы на 2013 год. Так, на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения в Иркутской области на 2011-2015 годы» предусмотрено 6,356 млрд рублей. Из них 1,698 млрд рублей будет направлено на содержание автомобильных дорог общего пользования (больше показателя 2012 года на 274 млн рублей); 2,014 млрд рублей — на капитальный ремонт и ремонт с вводом 127,4 км автодорог и 130 п.м. мостов (на 889 млн рублей выше затрат 2012 года). Сумма финансирования работ по строительству и реконструкции дорог сократится: с 2,055 млрд до 1,315 млрд рублей. На эти средства планируются работы на трассах Таксимо-Бодайбо, Красноярово-Небель, Тайшет—Чуна—Братск, Баяндай—Еланцы—Хужир, строительство парома для работы на р. Лена в Киренском районе с вводом 30,79 км автодорог.

Еще 1,208 млрд рублей будет направлено муниципальным образованиям в качестве субсидий из областного бюджета, и 110 млн рублей на капитальный ремонт ул. Радищева по программе «Развитие административного центра Иркутской области на 2012-2015 годы».