Тепло в шкуре

Когда столетия назад далекий предок эвенков, хантов или ненцев, сидя в своем чуме у огня, шил из шкуры оленя обувь, то, наверное, и не думал даже, что пройдут века, и его потомки будут носить такие же унты. Мог ли он предположить, что его ремесло доживет до третьего тысячелетия и станет таким популярным? Скорее всего, нет. И окажись он сегодня в нашем мире, то очень удивился бы, увидев, как много сибиряков в морозные зимы с удовольствием носят унты из камуса, в которых столетия назад ходил он.

Современные сибиряки живут не в чумах, а в домах из бетона, летают на самолетах, осваивают компьютерные технологии. Мир изменился с тех времен, когда люди укрывали свои жилища медвежьими и оленьими шкурами. Однако прежними остались сибирские зимы — морозные, суровые, долгие. И нет ничего удивительного в том, что древнее ремесло возродилось и стало популярным среди сибиряков. Унты на ногах в сорокаградусный мороз — все равно что тепло затопленной печи в доме.

«Так вот ты какой, северный олень!»

Бум на унты из камуса в Иркутской области начался относительно недавно — семь-десять лет назад. Одна за другой стали появляться мастерские по пошиву обуви из оленьей шкуры. Все больше магазинов, где на витринах рядом с сапожками из кожи красуются унты. Людей не пугает даже высокая цена — 12-15 тысяч рублей. Считается, что такая обувь может служить десять, а то и двадцать лет, а значит, и потратить такую сумму на нее не жалко.

Одно из предприятий, занимающихся изготовлением унтов из камуса в Иркутске — меховое ателье «Айхал». Исполнительный директор Анатолий Богачев говорит, что жители Приангарья почему-то привыкли называть унты камусами, хотя это не совсем верно. «Камус — это шкура, снятая с ноги ниже колена любого зверя, — рассказывает он. — И у зайца есть камус, и у лося, и у коровы, и у оленя. Это шкурка. В Иркутске сложилась такая культура, что камусами стали называть саму обувь. Мы стараемся говорить «унты из камуса». Кто-то говорит бурки или пимы, как например, жители Тюменской области».

Наши далекие предки были мудры, и не без причины шили унты из шкуры, снятой с ног животного. Другая часть шкуры на такие цели не годится, поскольку именно на камусах мех крепкий, плотный и хорошо прилегает к коже. «Сам по себе волос у оленя имеет полую структуру, то есть внутри он пустой и потому очень ломкий, — поясняет Анатолий Богачев. — А на камусе он крепкий. Если сшить обувь из другой части шкуры, то такие унты, во-первых, будут очень лохматые, а во-вторых, шерсть на них быстро собьется».

Шить унты можно из чего угодно, хоть из камуса коровы или лошади. Но самые теплые — из шкуры северных зверей: оленя, изюбря или лося. У изюбря мех плотный и кожа толстая. У лося ворс еще более грубый и кожа потолще. Поэтому обувь из шкуры этих зверей самая крепкая и долго носится. Однако чаще унты шьют из камуса оленя, у которого шкура легкая, тонкая и красивого окраса. «У изюбря оттенок рыжеватый, а людям нравятся серые и светлые оттенки, — говорит Анатолий Богачев. — Последние несколько лет идет тенденция к максимально светлым оттенкам. Когда 10 лет назад мы начинали производство, всем нужен был темный, коричневый олень. Сейчас популярны светлые тона. Как специалист могу сказать, что по носкости светлый и коричневый олень не отличаются».

Светлый олень водится в основном в тундре на севере Красноярского края, а коричневый — на западе России. В «Айхал» камусы поступают со всех сторон, даже из Чукотки и Камчатского края. Камус — не главное, ради чего охотники добывают оленя. Ценность — рога, мясо и шкура, из которых коренные жители Чукотки, например, строят чумы. До того как унты стали популярной обувью, камус вообще был побочным продуктом, его выкидывали. А сегодня тысячи камусин привозят в Иркутск, чтобы мастера шили из них унты.

Ногам тепло, сердцу радостно

Для того чтобы сшить одну пару унтов, требуется от восьми до десяти камусин оленя. Иногда достаточно восьми, но это в том случае, если шкура снята с крупного зверя, или размер ноги у заказчика небольшой. Если шьют из шкуры лося, то хватает шести камусин, поскольку лось крупнее оленя.

Производство унтов начинается с момента, когда на склад поступает партия выделанного камуса. Он приходит в одной куче, где больше тысячи самых разных камусин, снятых с ног оленей, разного окраса, размеров. Мастера-подборщики сортируют материал, раскладывают шкурки на полу и начинают сравнивать, подбирать, искать парные камусы, снятые с одного зверя. Процесс сложный, требует много времени и внимания. «Для того чтобы все сошлось, целую тысячу камусин нужно меж собой сравнить! — говорит Анатолий Богачев. — Надо учитывать, что на передние части унтов всегда идет шкура одного зверя, и на задние тоже. Это самые заметные элементы. На боковые части иногда берутся камусы с разных животных, но все равно они должны быть максимально похожими. Представляете, какая это работа — найти среди тысячи камусин две лапы одного зверя? Но у мастеров глаз наметанный, и они легко находят родные камусы».

Камус — это шкура с ноги ниже колена любого зверя. В Иркутске сложилась такая культура, что камусами называют саму обувь.

После того как все камусы сошлись, их сортируют по 10 штук и отправляют закройщику. Он раскраивает будущие унты, согласно тому, сколько обуви и какого размера нужно сшить. Затем за дело берется подшивщик, который камусины сшивает.

К тому времени должен быть готов подклад. Для него обычно используют шинельное сукно, производственный мех, а иногда и натуральную овчину. Хотя Богачев говорит, что овчина необязательна, поскольку унты сами по себе очень теплые и достаточно искусственного меха, чтобы ноги были в тепле в самый лютый мороз.

Сшитые шкурки на колодку собирает сбивщик. Он же подбивает подошву, пришивает стельку и отдает почти готовую обувь на окантовку. Здесь будущие унты проходят последний этап. К обуви пришивают верхнюю часть — корсаж. Обычно его делают из кожи или из меха. Покупательницам больше нравится корсаж, украшенный национальным орнаментом или другим рисунком из бисера.

Конечно, современные унты из камуса отличаются от тех, что носили наши далекие предки. Подошву они делали из стриженой шкуры, а вместо ниток использовали жилы. В те времена первостепенной была прочность и теплоизоляция. О внешнем виде обуви особо не заботились, эстетствовать не приходилось. Не в пример современным любителям унтов, которые обращают внимание не только на качество пошива, но и на внешний вид, фасон, корсаж. Приходится угождать, и мастера чего только ни выдумывают, чтобы разнообразить ассортимент и удивить модников и модниц. Например, делают голенище из шкуры песца, лисы, чернобурки или козы. Такие модели нравятся девушкам. Для мужчин шьют обувь без голенища — ботинки из камуса, в которых удобно ходить. «Модернизация в основном касается отделки, — говорит Анатолий Богачев. — Суть же остается прежней, ведь главное, чтобы сама нога была в тепле, а ее от холода спасает камус».

Еще один важный момент — до сих пор, спустя многие века, эта обувь шьется не иначе как вручную. В этом, плюс ко всему, также заключается ее уникальность.

И десять, и двадцать…

В советские годы в пору дефицита достать унты из камуса было очень сложно. Люди буквально добывали их через знакомых, заказывали, ждали долгие месяцы. Соответственно, и относились к этой обуви очень бережно, ухаживали, аккуратно носили. И ничего удивительного не было в том, что одна пара унтов служила 10, а то и 15-20 лет. С тех пор и сформировалось у людей такое мнение, что всякие унты должны носиться как минимум десятилетие. Однако не все здесь зависит от качества шкуры, выделки и технологии пошива. «Многое зависит от культуры носки, — считает Анатолий Богачев. — Унты нельзя носить при температуре выше минус 15 градусов. Во-первых, смысла нет их надевать, когда не так уж и холодно. Во-вторых, если их надеть и пройтись по подтаявшему снегу, то обувь наберет влагу, от которой может испортиться».

Главное правило — унты не должны намокать. Нельзя их сушить с помощью отопительных приборов, иначе кожа покоробится, потеряет эластичность, а мех слезет. Чтобы высушить, достаточно плотно набить обувь газетой. Особых правил по чистке тоже нет. Мех гладкий, грязь с него легко смахивается обычной щеткой. «Нельзя хранить унты в полиэтилене, камус может задохнуться, — говорит Богачев. — Нужно набить обувь газетой, чтобы форма не потерялась, посыпать средством от моли и завернуть в полотняный мешок, либо положить в коробку. И тогда унты из камуса будут служить и 10, и 20 лет».

Евгения Липина