«Тепло ли тебе, девица?»

Или «не мерзнешь ли ты, мой боевой конь?», или «как тебе живется, четырехколесный друг, в зимнюю стужу?» — формулировка может быть любой, в зависимости от вашего воображения и теплоты отношения к собственному автомобилю. В Сибири такие риторические вопросы безответному «коню» владельцы начинают задавать уже в октябре. Зима, как обычно, неминуемо наступает: на улице уже начались первые серьезные заморозки, покрывающие кузов и стекла авто толстым слоем инея. Еще пара-тройка недель — и зима вступит в свои права, принеся с собой традиционные морозы и метели. Нас в этом материале интересуют в большей степени низкие температуры — о выборе зимних шин мы уже написали, а вы, надеемся, прочитали на стр. 10. Теперь рассмотрим вопрос, как уберечь машину от замерзания в лютую стужу и увеличить свой уровень комфорта, садясь в теплый салон, а не на заледеневшее сидение.

Сегодня есть много способов, как не заморозить машину зимой. Например, сигнализация с автозапуском.

На заре автомобильной промышленности двигатели внутреннего сгорания нуждались в прогреве до рабочей температуры круглый год — слишком уж плохо работали карбюраторы, да и моторное масло было низкого качества. Карбюратор был не в состоянии подготовить смесь такого качества, чтобы автомобиль с непрогретым двигателем уверенно перемещался — он мог тривиально заглохнуть под нагрузкой! Кроме того, в холодном двигателе бензин плохо испарялся и смывал масло со стенок цилиндров, ускоряя их износ в тысячи раз, а холодное масло плохо прокачивалось через систему смазки и подавалось к узлам в недостаточном количестве.

В наш технологичный век все изменилось: современные системы впрыска позволяют начинать движение сразу после запуска двигателя при температурах до —35 градусов, некоторые — даже до —40. Позволяют, да. И жители западной части России, у которых средние зимние температуры не превышают —20 градусов, запросто пользуются продуктами высоких технологий в автопроме. А вот сибирякам, для которых «тридцатка» ниже нуля — нормальное явление, здравый смысл подсказывает: машину надо прогревать, причем несколько раз за сутки, чтобы ее не заморозить.

Мне помнятся титанические усилия отца по поддержанию старенькой «Королки» в рабочем состоянии в морозные зимние ночи. Гаража у нас не было, поэтому отец предпринимал меры собственного изобретения. Под поддон двигателя, где налито масло, он ставил или одноконфорочную плоскую плитку, или небольшой обогреватель. После папа кутал машину, как ребенка: накрывал лобовое стекло одеялом, еще одним большим одеялом укрывался капот до самой земли — это было нужно, чтобы тепло от печки не выдувало. Собственно, так авто и коротало долгие зимние ночи. Схема очень пожароопасная, но ей пользовались все наши друзья-автомобилисты, которые оставляли авто на улице. Вроде всем везло: сгоревших машин в районе не было. Позже, когда вместо «Королки» наша семья обзавелась дизельным «Ниссаном», никакие печки уже не помогали, поэтому при особенно страшном прогнозе температуры папа оставлял машину заведенной на всю ночь (условия жизни на закрытой военной территории позволяли). Она съедала по 4-5 литров «соляры» — благо, цены на дизельное топливо тогда были значительно ниже, чем сейчас.

Современные автовладельцы могут только посмеяться над такими придумками. Сегодня есть много способов, как не заморозить машину зимой. Например, сигнализация с автозапуском. Да, она дороже своих обычных охранных коллег в среднем вдвое. Зато обеспечивает невероятный комфорт своему владельцу! Завести машину можно «с ключа» из дома как в ручном режиме — например, перед выходом, чтобы прийти к теплому подготовленному автомобилю, — так и установить автоматический режим прогрева по времени. Чаще всего владельцы ставят подзаводку на 10-15 минут каждые три-четыре часа. Этого вполне достаточно, говорят эксперты, чтобы авто не замерзло за ночь на стоянке или за день перед офисом и быстро приходило в норму с началом езды. Но есть у этой схемы и минусы. Один из самых больших — резко возрастающая угоноопасность.

Установка системы автозапуска идет таким образом, что в машину устанавливают устройство «обходчик иммобилайзера», которое и создает все риски. Даже страховые компании, которые предоставляют услуги КАСКО, ставят дополнительные повышающие коэффициенты на авто с сигналками с автозапуском. Второй минус — снижение емкости аккумулятора и риск не завести машину вовремя: в особенно лютые морозы запуск со стартера оказывается неэффективным, после пары попыток, натуги и характерного жужжания авто так и не заработает. Третий недостаток — ограниченная дальность действия сигнала. Вот вроде обещают при монтаже, что на 100 метров сигнал точно будет брать, а в реальности диапазон действия получается короче и автозапуск не работает.

Менее напряжная система — Webasto. Это предпусковой подогреватель двигателя, маленький прибор, который устанавливается в моторном отсеке. Теплообменник отопителя подсоединяется к охлаждающему контуру двигателя, электроника — к бортовой сети, а система подачи топлива — к топливному баку автомобиля. Дальше система работает следующим образом. Топливо из бензобака попадает на горелку, которая разогревает антифриз. Циркуляцию рабочей жидкости в системе охлаждения двигателя обеспечивает собственный насос подогревателя. При достижении заданной температуры охлаждающей жидкости включается вентилятор штатной печки автомобиля и прогревает салон.

Владелец авто с «Вебасто» всего этого может и не знать. Главное, что в результате сложных технических процессов он получает теплое прогретое авто с уже оттаявшими стеклами, полностью готовое к поездке. Включается подогрев с пульта или телефона, есть также возможность установить программируемый таймер — это удобно, если ежедневно машину выгоняют примерно в одно и то же время. Огромный минус у этой системы один: цена. Стоимость установки зависит от объема двигателя, в среднем — около 35-40 тыс. рублей и выше.

Кстати, для всех, кто прогревает машину заранее, рекомендуется с вечера регулировать поток подачи воздуха таким образом, чтобы обдувалось лобовое стекло — так оно быстрее освободится от инея и меньше шансов, что лопнет, когда будет включена подача уже горячего воздуха на холодное стекло.

Если говорить честно, то мало кто из автовладельцев заботится исключительно о машине. Чаще всего мы думаем о собственных неудобствах, например, как бы не мерзнуть в холодном салоне, пока машина еще не прогрелась. В этом случае можно установить в салон автономную печку, или, как ее еще называют, автомобильный фен. Он работает, подогревая впускаемый воздух за счет сгорания топлива и выдувает его в салон. Устанавливается он на грузовиках как дополнительный обогревающий элемент. Но также можно установить его и на легковом автомобиле. Расход топлива такой печки может достигать 0,1л/час — это очень экономично, тем более что для прогрева салона хватит всего 5 минут. Устанавливают такие фены чаще всего под задним сидением, но место в принципе можно выбрать любое. Но надо понимать: это устройство подходит только для отопления салона, двигатель фен не прогревает. Так что если для владельца авто главное — сидеть в тепле, пока греется мотор, то это устройство точно для него. Тем более стоит оно недорого, в пределах нескольких тысяч рублей.