Телевидение наше все

в фильме «Реальность»
В иркутском КДЦ «Художественный» с прошлой недели демонстрируется фильм «Реальность» итальянского режиссера Маттео Гарроне, получивший на Каннском кинофестивале этого года Большой приз жюри — одну из главнейших наград. Несмотря на то что большинство кинокритиков обвинили председателя жюри Нанни Моррети в кумовстве (оба режиссера — соотечественники), картина действительно неплоха и имеет серьезный общечеловеческий социальный подтекст. Хотя и, на наш взгляд, несколько запоздала.

Лучано — обыкновенный торговец рыбой из Неаполя, который всеми силами старается прокормить большую семью. Собственная уличная лавка приносит не слишком большие доходы, поэтому иногда приходится даже заниматься мелким мошенничеством, но никто не унывает, и жизнь как-то сама собой идет своим чередом. За артистичную натуру Лучано любят и родственники, и соседи, а он не упускает случая, чтобы повеселить знакомых, нарядившись в женское платье или выкидывая что-нибудь подобное. Но жизнь всего семейства кардинально изменится, как только оно соприкоснется с другой реальностью — телевизионной. Наткнувшись в торговом центре на кастинг очередного сезона реалити-шоу «Большой брат», дети решают, что их папа обязательно должен принять в нем участие. С этого момента Лучано потеряет покой: все его мысли и время будут поглощены страстным, а чуть позже и маниакальным, желанием оказаться по другую сторону телевизионного экрана.

vf218002Поначалу излишне подробная манера съемки, когда в кадре по несколько минут к ряду показывают совершенно не обязательные эпизоды из жизни ничем не примечательных героев, раздражает, но ровно до того момента, пока не поймешь, что сам фильм снят в манере телевизионного шоу. Рекламный слоган картины гласит: «Комедия для тех, кто ненавидит реалити-шоу, и тех, кто не может без них жить», и это, пожалуй, правда. В принципе режиссер Маттео Гарроне не собирается переубеждать ни тех, ни других поменять свои взгляды на этот вид телевизионных передач, просто он показывает, с одной стороны, как они устроены, а с другой — предлагает увидеть, к чему может привести излишний к ним интерес.

Однако в целом фильм, конечно, не только об этом. Он о том, как мы воспринимаем действительность, о человеке, переместившемся из обыденной жизни в выдуманное измерение. В какой-то момент Лучано, еще не получивший официального приглашения на телепроект, уже начинает чувствовать себя его героем. Ему кажется, что «Большой брат» уже следит за ним, и он ведет себя в жизни так, будто все время находится под чьим-то недремлющим оком. Нетрудно усмотреть здесь и религиозный пафос картины, с той разницей, что для главного героя роль божества стало выполнять незримое телевидение.

vf218001По признанию самого режиссера, главный успех картины состоит в актере, приглашенном на роль Лучано. Дело в том, что Аньелло Арена, сыгравший его, уже более 20 лет сидит в тюрьме за убийство трех человек. Бывший мафиози, осужденный на пожизненное заключение, он спустя десять лет с момента заточения обнаружил в себе актерское дарование, а в настоящее время является настоящей звездой тюремной театральной труппы «Крепость», которая с 2007 года дает спектакли в местах не столь отдаленных, но и на воле — в лучших итальянских театрах и на фестивалях. Вжиться в образ простого обывателя, страдающего от мании преследования, ему было легко, как и искренне удивляться тому, как устроен современный мир телевидения. Именно поэтому на Каннском фестивале он был одним из главных претендентов на приз за лучшую мужскую роль, поскольку мало кто в своей роли выглядел так же естественно.

Несмотря на все это, «Реальность» Маттео Гарроне по своему высказыванию все же кажется несколько несвоевременной. Появись эта картина лет 10 назад, когда реалити-шоу еще действительно были популярны как нечто новое и необычное, она произвела бы настоящий фурор не только на кинофестивалях, но и в мировом прокате. Сейчас же само желание простого парня пробиться в реалити-шоу не вызывает никакого серьезного отклика в зрительской душе. Во-первых, все настолько привыкли к реалити-шоу, что уже мало кто помнит о «Большом брате», а во-вторых, его отечественный аналог «Дом-2» давно приучил российскую публику к тому, что в реалити стремятся попасть и снимаются там либо фрики, либо не вполне душевно здоровые люди.

Тимофей Сундуков