Технологии — не роскошь

Как развивается телеком-инфраструктура в Приангарье
В Иркутской области анонсирована реализация крупных частных инвестпроектов, в регионе вкладываются государственные средства в социальную инфраструктуру. Но все это лишь часть полноценного спектра развития любой территории. Устранение цифрового неравенства, доступ к современным технологиям для населения, органов власти и бизнеса в любой, даже самой удаленной части региона — еще один столь необходимый и важный штрих в картину необходимого благополучия. Стоит отметить, что в Приангарье успешно выполняются задачи национальной программы «Цифровая экономика», за реализацию которых отвечает Ростелеком.

Программа устранения цифрового неравенства реализуется Минцифры России и компанией ПАО «Ростелеком» с 2014 года.

«Цифру» — в каждое село

Распространение современных технологий и средств связи сегодня стало не только символом технического прогресса и новой экономической средой, в которой задействованы тысячи рабочих мест и серьезные деньги. По оценкам экспертов ООН, доступ в интернет является важной составляющей базовых прав человека. Это легко объяснимо, если помнить о том, что значительная часть госуслуг, доступ к современному образованию и медицине сегодня завязаны на доступ во всемирную сеть.

Именно поэтому в стране действует нацпроект, призванный устранить так называемое цифровое неравенство. На практике это означает доступ к интернету для жителей всех территорий (даже самых удаленных). Минцифры России взяло на себя обязательство обеспечить высокоскоростным мобильным интернетом деревни и села страны. В 2022 году доступ к 4G получат 2002 населенных пункта, в том числе 27 — в Иркутской области.

Напомним, что в 2021 году на портале «Госуслуги» проводилось голосование. Каждый житель территории с численностью населения от 100 до 500 человек мог отдать свой голос за то, чтобы в деревню или село пришел высокоскоростной интернет. Из Приангарья таких сигналов поступило 4375. В целом по стране за полтора месяца было собрано более 700 тысяч голосов, из них 85 тысяч пришло в Минцифры РФ по почте.

«Дополнительно правительством Иркутской области в течение всего периода голосования проводились мероприятия по сбору анкет в бумажном виде от администраций районов с указанием фамилий и подписями проголосовавших. Материалы направлялись в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Такая работа дала свои результаты, и в дальнейшем мы ожидаем, что в регионе будет сделан большой шаг в направлении устранения цифрового неравенства», — комментирует ситуацию первый заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Ситников.

Программа устранения цифрового неравенства реализуется Минцифры России и компанией ПАО «Ростелеком» с 2014 года. В 2021 году стандарт связи 4G (LTE) стал частью универсальных услуг, который должен быть доступен по всей стране. В 2021 году связь 4G появилась в 1201 населенном пункте, включая 11 сел и деревень Приангарья. Территории подключают к интернету в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика».

По данным министерства цифрового развития и связи Иркутской области, в настоящее время не имеют доступа к мобильной сети связи и интернету 332 населенных пункта в 29 муниципальных образованиях региона. В 2021 году принято решение о модернизации универсальных услуг связи и переходе на современный стандарт 4G (LTE).

Стоит отметить, что «Ростелеком» был не случайно выбран оператором такого важного проекта. Это крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений, который только в 2021 году проложил более 41 тыс. км волоконно-оптических линий связи.

В рамках реализации федеральных проектов, среди которых «Устранение цифрового неравенства» и «Национальная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика», компания «Ростелеком» подключила к сети более 12 000 социально значимых объектов, а длина построенных в 2021 году линий связи превысила длину экватора.

Реализовать масштабную программу позволил комплекс цифровых инструментов, состоящий из трех ключевых компонентов: системы умных закупок, автопроверки возможности подключения объекта на этапе планирования, а также автоматизации всего документооборота и отчетности на этапе реализации.

Благодаря внедрению новой системы распределения заказов на работы «Ростелеком» оптимизировал стоимость реализации проектов и ускорил стандартные закупочные процедуры, сохранив высокое качество услуг. Автоматизация проверки технической возможности подключения заказчиков позволила за секунды получить оценку, что повысило уровень удовлетворенности клиентов и на 20% сократило время согласования проектов внутри компании. В дополнение к этому сквозная автоматизация работы с документами (от их формирования, подписания и обмена с контрагентом до подготовки отчетных материалов) значительно ускорила формальные процедуры, которые часто тормозили бизнес-процессы, сопровождающие строительство.

«Ростелеком» уверенно движется к реализации намеченных стратегических целей до 2025 года — в частности, к повышению эффективности в традиционном бизнесе. Автоматизация процессов управления строительства — один из примеров тактических побед. Убежден, что дальнейшие внутренние преобразования станут дополнительным фундаментом для компании как надежного партнера населения, бизнеса и государства, дает оценку ситуации старший вице-президент по технической инфраструктуре ПАО «Ростелеком» Алексей Сапунов.

На все случаи жизни

«Ростелеком» проводит не только глобальную работу, связанную с устранением цифрового неравенства, но и помогает органам власти в решении других задач. В этом году в Иркутске компания обеспечила услугами связи городской амбулаторный центр тестирования и диагностики респираторных заболеваний. Министерство здравоохранения региона развернуло контактный центр в здании выставочного комплекса «Сибэкспоцентр» по поручению главы региона Игоря Кобзева.

«Важно организовать все так, чтобы людям было удобно и комфортно. Мы открыли этот центр специально для этого, а также чтобы разгрузить поликлиники. При этом прием в поликлиниках прекращаться не должен. Медицинская помощь должна быть доступна во всех организациях здравоохранения», — объясняет насущность вопроса Игорь Кобзев.

«Ростелеком» обеспечил скоростной доступ в интернет и включил 30 рабочих мест операторов в уже существующую систему горячей линии «122». Сотрудники колл-центра оперативно обзванивают иркутян, у которых по итогам тестирования подтвердилась коронавирусная инфекция, и дистанционно справляются о состоянии пациентов. Благодаря услуге «Виртуальная АТС» поручение главы региона получилось реализовать в короткие сроки и улучшить оповещение граждан.

«При наличии интернета услуга «Виртуальная АТС» дает возможность производить и принимать звонки в любом месте и количестве. Входящие дозвоны равномерно распределяются между сотрудниками контактного центра, что позволяет принимать звонки без потерь и в большом объеме. Для контроля качества и улучшения работы операторов каждый разговор записывается и анализируется», — объясняет технологию директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Иркутского филиала ПАО «Ростелеком» Александр Бощенко.

По информации и. о. министра здравоохранения Приангарья Анны Даниловой, сегодня сотрудникам лечебных учреждений Иркутска важно быть с жителями на связи. «Компания «Ростелеком» оперативно оказала содействие и организовала связь, что позволило разгрузить некоторые организации амбулаторно-поликлинического звена», — оценила вклад предприятия Анна Данилова.

Интересным направлением работы «Ростелекома» для частных лиц является обучение граждан правилам информационной безопасности. Вопрос актуальный: МВД России фиксирует взрывной рост числа преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации. Этому, по мнению специалистов в области информационной безопасности, поспособствовали и перевод многих процессов в онлайн-режим в связи с пандемией COVID-19, и повышение темпов цифровизации. При этом многие нарушения в принципе не доходят до правоохранительных органов, следовательно, ситуация с киберпреступностью остается напряженной.

При этом имущественные риски — только одна из угроз, связанных с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Как отмечает первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич, комиссия ежегодно формирует доклад о главных цифровых угрозах для гражданского общества, и если в 2019 году таких угроз выделялось 12, то в 2020-м уже 18, а в 2021-м — 21. Среди них помимо кибермошенничества, в частности, распространение фейковых новостей, треш-контента, дипфейки, троллинг, кибербуллинг, излишнее доверие людей к неверифицированным источникам, несоблюдение социальными сетями законодательных требований, недостаточная цифровая грамотность.

Для повышения общей грамотности, связанной с противодействием киберугрозам, «Ростелеком-Солар» подготовил и выпустил масштабное печатное издание — «Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир», которое простым языком рассказывает о безопасном поведении в интернете. Книга, рассчитанная на массового читателя, подготовлена при участии специалистов по кибербезопасности компании.

Книга по кибербезопасности рассказывает о принципах работы и использования технологий, которые глубоко проникли в нашу жизнь, учит не бояться интернета и грамотно пользоваться современными электронными устройствами, а также противостоять киберпреступникам. В книге подробно разобраны правила кибергигиены, применение которых сделает пользование интернетом максимально безопасным. На реальных примерах разъясняется, как защищать цифровые ценности, как правильно придумывать, менять и запоминать пароли, описана зависимость детей и взрослых от соцсетей и от количества лайков, а также рассказано о пользе соцсетей и опасностях, которые в них подстерегают. Даны четкие рекомендации, как вести себя, если ребенок стал жертвой кибербуллинга, куда обратиться за помощью. В «Ростелекоме» уверены: чтобы успешно противостоять киберпреступникам, необходимо понимать, как именно они атакуют, в какие слабые места бьют, и исходя из этого выстраивать грамотную линию обороны.

Генеральный директор «Ростелеком-Солар», вице-президент «Ростелекома» по информационной безопасности Игорь Ляпунов акцентирует внимание: «Эта книга задумывалась как своего рода путеводитель, который даст конкретные практические советы, как избежать неприятностей в цифровом мире, распознать попытку обмана и выбрать правильную линию поведения. интернет — это огромное пространство, которое может быть увлекательным, полезным и главное — безопасным. Только нужно помнить, что наша цифровая безопасность во многом зависит от нас самих».

Екатерина Романова