Танцы на грани возможностей

1-2 декабря во дворце спорта «Труд» прошел очередной всероссийский турнир по спортивным бальным танцам «Голубой Байкал». Издалека зрелище выглядело впечатляюще и сногсшибательно, но, стоило только приглядеться, можно было заметить изнуренные от диких тренировок, практически прихрамывающие тела и лица с размазанным макияжем и «съезжающими» от непосильных движений прическами.

26-й по счету турнир «Голубой Байкал» прошел как всегда масштабно: в соревновании в течение двух дней участвовали 580 пар из 49 различных клубов; были конкурсанты из 20 городов России, в том числе из Иркутска, Ангарска, Улан-Удэ, Красноярска, Новосибирска, Томска, Кемерово, Читы и других. Мероприятие, организованное танцевально-спортивным клубом «Лотос», традиционно прошло в память его руководителя и основателя Владислава Инкижекова.

Вечером 2 декабря перед полуфиналом танцоры классификаций «взрослые» и «молодежь» усиленно разминались: им предстояло двигаться практически без передышки. В латиноамериканской программе исполнялись самба, ча-ча-ча, румба, испанский пасодобль и американский джайв, а в европейской — медленный вальс, танго, фокстрот, венский вальс и квикстеп. Людям, впервые наблюдающим за соревнованиями по спортивным бальным танцам, было чрезвычайно сложно сфокусироваться на ком-то одном из конкурсантов: все одновременно танцующие пары в равной мере поражали своей невероятной пластичностью и артистизмом. Если танцоры первой программы будоражили зрителей смелыми сексуальными движениями, то конкурсанты второй умиротворяли своими грациозными и аристократичными поворотами.

Пока выступающие выполняли отточенные зазубренные элементы, маленькие зрительницы импровизировали в проходах между секторами. Почему-то захотелось, чтобы родители этих девочек не отдавали их в школу бальных танцев, — до того маленькие танцовщицы умиляли своими непосредственными и естественными движениями. В промежутках между конкурсной программой свое мастерство демонстрировали и дети, уже прикоснувшиеся к эталону танца. Они словно маленькие солдатики «тянули носок» и «улыбались зубами» на сцене под строгими взорами своих хореографов.

Двенадцатилетняя Оля Иванкина занимается бальными танцами с трех лет: ей уже привычно выступать на сцене с тонной макияжа на лице и нескончаемой улыбкой, отчего она получает неимоверное удовольствие. Шестилетняя выступающая Вероника еще пока не может внятно ответить о роли танца в своей жизни, зато она уже выделывает ловкие повороты и кружится в такт музыке.

Продолжались очередные заходы конкурсантов латиноамериканской и европейской программ. К сожалению, фееричная танцевальная сказка заканчивалась сразу же после того, как только выступающие уходили со своего паркетного «ринга»: они мгновенно «снимали» с лиц светящиеся улыбки, на месте которых появлялось выражение утомленности и даже равнодушия. В моменты, когда танцоры не находились «под колпаком» у жюри, они ходили шаркающей деревянной походкой, некоторые даже прихрамывали. Наблюдая за этими «превращениями», можно было осознать цену умения зажигательно танцевать и успешности на соревнованиях.

Причем с последствиями, связанными с огромными физическими нагрузками, часто сталкиваются не только профессиональные танцоры, но и любители.

Эксперт по имиджу, член общественной палаты Иркутска, победительница 4-го, прошлогоднего сезона проекта «Танцующий город» (аналог телепередачи «Танцы со звездами», в нем профессиональные спортсмены «растанцовывают» известных в Иркутске людей), Оксана Заяц признается, что иногда ее репетиции с партнером длились по пять-семь часов. «Боли во время тренировок бывают такие сильные, что приходится ставить уколы с новокаином. И так почти всем танцорам. Но, невзирая на боли и травмы, которые получаешь во время тренировок и выступлений на проектах, продолжаешь выходить на паркет. Я осознала, что ощущение адреналина от выступления нельзя ничем погасить, и поэтому решила: сначала танцую, а только потом залечиваю раны, — признается она. — А вообще, танец серьезно повлиял на всю мою жизнь: я стала более свободной, перестала скрывать свои эмоции и чувства. Танцевальный тренер словно дал мне «билет» на мою же собственную премьеру, о которой я и не мечтала». В качестве показательного выступления Оксана Заяц вместе со своим партнером Вячеславом Волоховым исполнили на турнире проникновенную румбу под песню Аллы Пугачевой «Не отрекаются любя».

Несмотря на то, что в спортивных бальных танцах, как и в других видах деятельности, есть свои подводные камни, это танцевальное направление — одно из самых зрелищных и чувственных. Когда на паркете с помощью танца разыгрывается драма человеческих чувств, это не может не задеть самые тонкие струны душ присутствующих.