Танцевальный диссонанс

Осенью прошлого года в Иркутске произошло важное событие — открылся масштабный танцевальный центр Brilliant step, который был призван объединить различные танцевальные направления и популяризовать жизнь в движении и драйве. Но в апреле этого года грандиозный центр размером в тысячу кв. метров закрылся — для обывателей это стало полной неожиданностью, а для людей посвященных — вполне ожидаемым инцидентом. Для того чтобы понять, почему в столице Приангарья не реализовался такой грандиозный проект, корреспондент ВФ решил в целом проанализировать состояние танцевальной среды в городе.

В Иркутске есть своя танцевальная тусовка, но она не готова платить за умение грациозно двигаться крупные суммы денег. Фото Евгения Козырева

Танцы для элиты

Официальное открытие танцевального центра Brilliant step (второго по величине в России) произошло 13 октября прошлого года. Условия этого места, расположенного в самом центре города — под Музыкальным театром им. Загурского — были такие же, как в дорогом фитнес-клубе: 1080 метров, на которых расположены пять танцполов, оборудованные душевые, раздевалки с отдельными кабинками, бар. В центр были приглашены самые лучшие танцоры и хореографы Иркутска: супруги Юлия и Александр Ореховы (старинные танцы), Таяна Васильева (индийские танцы), Мария Нюренберг (фламенко), Екатерина Се (восточные танцы), Александр Копылов (электро-дэнс), Андрей Педечев (спортивные бальные танцы) и другие.

Но многих посетителей сразу же насторожила ценовая политика Brilliant step: месячный абонемент за два часовых занятия в неделю стоил 2 тыс. рублей, а за три раза в неделю — 3 тыс. (средняя по городу цена за аналогичное число занятий — соответственно 1600 и 1800-2000 рублей). Вечеринки также стоили, по мнению многих танцевальных активистов, неоправданно дорого — 500 рублей за человека (правда, потом цену снизили до 300). Как анонимно рассказала одна из бывших преподавательниц центра, к ней на занятия собирались от силы два-три человека.

«Во многих студиях до сих пор остались расценки, которые были несколько лет назад. А цены на все виды услуг растут, у многих повысились зарплаты, и люди готовы отдавать за танцы больше, чем раньше. На самом деле многие танцоры, настоящие профессионалы не ценят свой труд. Они зарабатывают копейки и потом вынуждены уходить из преподавания танцев. Вообще, можно сказать, что танцевальным студиям не хватает поддержки со стороны бизнеса, который мог бы следить за качеством и ценовой политики в танцевальной среде», — высказался танцор-хореограф, организатор массовых мероприятий, работавший в Brilliant step управляющим, Иван Шевченко.

При этом многие отмечали, что центр ориентируется прежде всего на клиентов с высоким доходом — так называемую элиту города. «Как сказал один из организаторов, основные клиенты центра — состоятельные женщины с сапогами в 40 тыс. и шубами в 120 тыс. руб. Проект изначально рассчитывался как высокодоходное предприятие. Но, как выяснилось, менеджмент центра не в состоянии привлечь достаточное количество людей, готовых выложить за возможность заниматься танцами круглые суммы. Поэтому я почти сразу понял, что Brilliant step и активистам сальса-движения не по пути. И в первые же месяцы я ушел из преподавательского состава», — прокомментировал Николай Беловежец.

Также открытие центра немного припозднилось — большинство людей, мечтающих прийти в форму после летних отпусков, определяются с секциями и студиями уже в сентябре-начале октября, а в последние месяцы осени Brilliant step только начинал раскачиваться.

Иван Шевченко сравнивает Brilliant step по своей масштабности с большими фитнес-клубами, которые также поначалу пустовали. «Но за счет повсеместной рекламы, нехилого продвижения в интернете, особенно в социальных сетях, походы в фитнес-клубы стали важной частью жизни как респектабельных персон, так и молодежи (и это невзирая на то, что годовой абонемент обходится в приличную сумму). Также с недавнего времени в Иркутске действует ассоциация фитнеса, которая популяризирует этот вид деятельности. Танцевальной ассоциации в нашем городе пока нет. Brilliant step отчасти взял на себя ее функции. Именно здесь перезнакомились и обрели новые контакты одни из лучших преподавателей танцев города. Так что, даже несмотря на то что проект закрылся, он принес благо танцевальной среде», — убежден Иван Шевченко.

Руководитель танцевального центра Brilliant step, победитель и финалист всероссийских конкурсов среди пар Pro-Am (направление бальных танцев, когда профессиональные танцоры выступают вместе с любителями) Татьяна Пятакова отказалась дать комментарий ВФ о своем видении, почему закрылся центр. Многие защитники интересов Brilliant step утверждают, что причина провала такого заведения кроется в том, что иркутяне просто не готовы к такому масштабному танцевальному проекту. Хотя было бы ложью назвать Иркутск нетанцевальным городом — достаточно вспомнить хотя бы, с каким успехом проходит уже третий год подряд мероприятие «Скверные танцы» на сквере Кирова. В областном центре определенно есть своя добротная танцевальная среда, своя тусовка. Танцевать любят многие, но редко кто готов платить за свое удовольствие грациозно двигаться крупные суммы денег.

Слегка «протухший» танец

Человек, который скажет, что танцевальная жизнь в Иркутске отлично развита, общий котел прекрасно кипит и постоянно пополняется свежей «кровью», окажется прав. Персона же, утверждающая, что в областном центре танцевальный уровень заметно падает, танцоры деградируют, а вновь прибывшим не у кого обучаться, тоже будет недалека от истины. Почему так происходит? Причины такой противоречивости кроются в первую очередь в разнородности танцевальной среды и связанными с ней стереотипами.

Для успешного существования любого танцевального направления необходимы две составляющие — высокий сценический уровень и образование своеобразной культуры вокруг танца (или, попросту говоря, тусовки). Анализируя эти параметры, легко пронаблюдать, как происходит спад и даже деградация в том или ином течении. Например, в восточных, арабских танцах (профессионалы не называют их танцем живота). В Иркутске в каждой второй танцевальной студии или школе девушек и уже зрелых женщин учат чувствовать незнакомые ранее мышцы живота, изящно двигать бедрами, грудью, причем в большинстве своем занятия проводят талантливые и обаятельные танцовщицы.

Но когда же проходят различные фестивали, конкурсы или просто концерты восточных танцев, смотреть выступления многих участниц становится грустно. Скучные однотипные без капли сюжета связки, безвкусные, порой вульгарные костюмы (как-то не очень эстетично выглядят взрослые женщины плотного телосложения с оголенными животами и сверкающими на поворотах бедрами), отсутствие синхронности в групповых постановках наталкивают на мысль, что восточный танец постепенно умирает. «Меня эта тенденция неприятно удивляет. Арабские танцы — это одно из самых фантазийных направлений. Огромная база музыки, невероятное разнообразие реквизитов (трости, веера, вейлы, сагаты, боа, кинжалы, подсвечники), возможность добавления элементов из других танцевальных течений. Про костюмы вообще молчу. Кстати, именно российские танцовщицы в свое время способствовали популярности роскошных женственных нарядов для танцев. Недавно мы с нашим коллективом ездили на конкурс в Улан-Удэ «Грезы Востока». Если честно, смотреть там было абсолютно нечего — статичные безэмоциональные лица выступающих, некрасивые руки, отсутствие всякой эстетики. Понравились от силы два-три номера из всей масштабной программы. За державу обидно», — высказалась руководительница студии индийского танца «Ситара» Таяна Васильева.

Что случилось с арабскими танцами? Пережив гиперпопулярность, в направлении слились сценические и «тусовочные» уровни. У людей, осознавших общедоступность и демократичность танца (ведь чтобы исполнять «восток», вовсе необязательно быть молодой и стройной, обратное нередко даже приветствуется), возник стереотип, что уже через пару месяцев регулярной «тряски» животом они могут выходить на сцену. Над костюмом тоже особо не задумываются — мол, зритель, увидев такую «красоту», не заметит ни целлюлита, ни растрепанных непричесанных волос. Таким образом, очень здорово, что многие девушки, раньше серьезно комплексовавшие по поводу своей внешности и фигуры, занялись женственными танцами, но некоторым из них нужно осознавать, что занятия «для себя» и подготовка к выступлениям на сцене — это две разные вещи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но, конечно, несмотря на то что восточный танец как будто бы сдает позиции, в Иркутске есть танцовщицы, которыми может гордиться весь регион: Юлия Карпиза, Луана Птуха, Алена Ширин, Екатерина Се и даже чемпионка мира и Европы по восточным танцам Элла Андрусова.

Чувство «тусовки»

Если в восточных танцах некий перебор в «тусовочном» уровне, то в других направлениях наблюдается его явный недостаток. Например, в русских народных танцах. Сценический уровень отлично развит — есть несменный ансамбль традиционного сибирского танца «Узорочье». А вот с бытовыми танцами, которые можно исполнять на праздниках, без всякой подготовки — беда. Честно говоря, редко где можно увидеть, чтобы на каких-то массовых мероприятиях в Иркутске водили хороводы (хотя это очень увлекательное и символичное занятие). А вот принимать участие в массовом исполнении ехора или хотя бы просто наблюдать со стороны за действом пробовал, наверное, практически каждый второй иркутянин, даже неазиатской наружности. «Буряты действительно гораздо активнее и продуктивнее продвигают культуру и танцы своего народа, чем русские, — убеждена преподавательница русских народных танцев Дарья Евсеева. — Существуют как сценические ансамбли, например, «Ангара», так и фольклорные бурятские коллективы. Их колорит и самобытность зажигают публику на различных фестивалях. Русские народные ансамбли под этой мощью смотрятся весьма скромно, хотя нам, несомненно, есть что показать. Приобщение к культуре своего народа всегда раскрепощает и гармонизирует человека. Поначалу дети, которые у меня занимаются в центре детского творчества, были очень зажатыми и стеснительными, мальчики боялись девочек за руку брать, в щечку их поцеловать. После нескольких же занятий ненужное смущение проходит, и ребята очень здорово танцуют».

Бурно развиваются сейчас и парные социальные танцы, которые во многом являются противоположностью спортивным бальным танцам (СБТ). Бальные танцы — исключительно сценический вариант, филигранность и отточенность движений, зрелищность, жесткие каноны и строгие судьи — не зря они называются спортивными. Здесь есть сложившиеся постоянные пары и четкая направленность на результат — выигрыш в чемпионате, получение титула. «Социальные же танцы — это в первую очередь умение найти без слов взаимопонимание с противоположным полом — новый для многих уровень общения, — рассказывает активист иркутского сальса-сообщества Николай Беловежец. — На социальных танцах мы же учимся базе, которая позволяет танцевать с абсолютно любым человеком (у которого, конечно, есть определенные навыки) в любой точке мира. Сальса, бачата, аргентинское танго, хастл и, в последнее время, танцы с африканскими корнями: зук и кизомба, все чаще можно увидеть на танцевальных площадках Иркутска. Еще любопытное отличие социальных танцев от СБТ — те, кто занимается спортивными бальными танцами, крайне редко танцуют в свое удовольствие на праздниках, на свадьбах (не за деньги). Для них танцы — это как профессия, а не хобби, «социальщикам» же только дай повод — им трудно устоять на месте, когда звучит любимая танцевальная музыка, а в пределах досягаемости подходящий партнер».

Танцевальная среда в Иркутске активно развивается, но в городе нет какого-то единого сообщества, которое могло бы объединить самые разные направления — каждый приверженец того или иного течения «кучкуется» только со своими. В Иркутске появляется все больше танцевальных клубов, но за их количеством не повышается ни качество, ни общая осведомленность о культуре танца. И центр Brilliant step, созданный в момент переполненности танцевального рынка, не смог найти свою нишу и стать тем гигантом, который объединил бы и даже примирил все существующие в Иркутске танцевальные направления.

Анастасия Елизарова