Таможня даст добро авансом

Предварительное информирование таможенных органов о товарах, ввозимых морским и железнодорожным транспортом, с нового года станет обязательным. В ДВТУ полагают, что это позволит экономить время на оформлении грузов и увеличит количество таможенных операций. Участники ВЭД к новшеству относятся положительно, но аналитики предвидят организационные сложности.

Начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко сообщил, что предварительное информирование о ввозе товаров на железнодорожном и морском транспорте, которое сегодня осуществляется в добровольном порядке, уже с 2014 года станет обязательным для всех участников внешнеэкономической деятельности и будет распространено повсеместно. На данный момент обязательное предварительное информирование действует лишь в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом (решение комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». —„Ъ»). В отношении товаров, ввозимых железнодорожным транспортом, процедура пока добровольная. «Но только за второй квартал 2013 года доля использования информирования на железной дороге составила 52%», — сообщил начальник ДВТУ. Между тем он отметил, что на Дальнем Востоке основной объем ввозимых товаров приходится на морские пункты пропуска, в частности рыбопромысловыми судами. «Нам крайне важно ввести обязательное предварительное информирование на железнодорожном и морском транспорте», — сказал господин Пашко.

По его словам, наличие предварительной информации позволит таможенникам еще до прибытия судна документально его контролировать без выхода на борт по прибытии судна. Также это упростит ветеринарный и фитосанитарный надзор и позволит выдавать

разрешение выгрузки судна до начала таможенных операций. «По итогам первого квартала 2013 года среднее время совершения таможенных операций с выходом на борт судна составляет 96 минут, тогда как при контроле без выхода таможенников на борт — 35 минут. Введение обязательного предварительного информирования на морском и железнодорожном транспорте позволит увеличить количество оформленных грузов в несколько раз»,— уверен господин Пашко.

Большинство участников ВЭД к использованию технологии предварительного информирования относится положительно. «Идея ДВТУ — правильная. Это способ втянуть рыбную отрасль в XXI век, переходить на другие технологии транспортировки, а значит — на другие производственные стандарты», — считает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. Однако на скорость оформления ветеринарно-сани-тарных документов она, к сожалению, не повлияет, считает го-

сподин Зверев. А именно они тормозят работу. «Дело в том, что, в отличие от процедуры таможенного оформления, которая детально прописана в Таможенном кодексе, процедура оформления ветеринарно-сани-тарных документов изобилует „серыми зонами». Это такие участки принятия, рассмотрения и оформления документов в общей процедуре оформления, которые не имеют административных регламентов», — рассказал господин Зверев. Тем не менее сокращение сроков та-

моженного оформления, большая технологичность этой процедуры будут создавать контраст для смежных ведомств. «На фоне получасового оформления таможенных документов сутки-двое для оформления других бумаг, необходимых для отхода судна, возможно, будут стимулировать другие контролирующие органы действовать более оперативно», — заключил господин Зверев.

«Предложенная оптимизация таможенных операций для бизнеса, безусловно, выгодна»,

— соглашается с коллегой финансовый директор ОАО «Даль-рыба» Константин Кодолев. По его мнению, важно, чтобы они были добросовестными и, по возможности, без технических ошибок. «Любая ошибка, волокита ведет к простою судна и, соответственно, убыткам», — сказал он. Стоимость простоя судна рыбопромышленники оценивают от $3 тыс. до $30 тыс. за судо-сутки, но она может быть и выше, если это оговорено контрактом.

Аналитики с участниками рынка соглашаются и при этом отмечают, что в работе с таможенными органами у участников ВЭД вопросов сегодня возникает меньше всего. «Чаще рыбакам приходится „спорить» с Россельхознадзором, например, что и приводит к столь дорогим проволочкам»,

— говорит председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Поэтому, полагает аналитик, для оптимизации и ускорения работы к процессу должны подключиться все контролирующие структуры. «Однако без внесения изменений в действующее законодательство и завершения работы по формированию нормативной правовой базы дальнейшее развитие технологии будет затруднено», — заключил господин Климов.