Таксомоторная эволюция

Рынок служб такси в Иркутске приобретает все более цивилизованный вид. Как ни странно, началом этому служит очередное повышение цен на услуги с 1 декабря. Руководители предприятий такси уверены, что очередное удорожание не ударит по карману их клиентов по ряду причин. Сами же клиенты готовы платить больше, лишь бы им был гарантирован комфорт и удобство.

Быстро и с комфортом, либо дешево и сердито — выбирать каждому. Фото Александра Сидирова

В настоящее время в Иркутске официально зарегистрировано порядка 130 служб такси. По мнению экспертов этого рынка услуг, реально работает около 90 предприятий. Из них выделяется «десятка» лидеров — фирм, обладающих большим автопарком и солидной репутацией. Впрочем, большинство компаний, пусть даже и не имеющих по полсотни машин в активе, но работающих на рынке перевозок по несколько лет, стараются держать марку. Опозданиями, большим временем ожидания и прочими неприятностями, как правило, грешат либо новички, либо же те, кто в погоне за прибылью старается обслужить заявок больше, чем может переварить. Такие фирмы, как правило, имеют клиентов, прибегающих к услугам такси от случая к случаю и не стремящихся к постоянству в выборе того или иного извозчика.

Часть иркутян, привыкших регулярно пользоваться той или иной службой такси, уже успела заметить, что с 1 декабря тарифы на перевозку немного подросли. Если раньше стоимость километра поездки обходилась от 14 до 16 рублей, в зависимости от времени суток, то сейчас перевозчики будут исходить из расчета 20 рублей круглосуточно. Подросла и дневная «минималка», поездка по городу в пределах семи километров, со 100 до 120 рублей. Ночная «минималка» не изменилась и осталась на уровне тех же 120 рублей. Последнее повышение тарифов было ровно год назад — 1 декабря 2006 года.

Как объясняют руководители служб, нынешнее увеличение расценок не является сенсационным или беспрецедентным и объясняется инфляционными процессами. «Несмотря на статус чуть ли не главнейшей нефтяной державы планеты, динамика роста цен на бензин внутри страны и в отдельно взятых регионах не поддается никакой логике. Естественно, чтобы не снижать рентабельность, приходится делать поправки на инфляционные курсы, то есть увеличивать тарифы», — рассказал «ВФ» владелец одной из служб. Его поддерживает и Станислав Татарников, руководитель службы «Шесть двоек», по праву считающейся самой крупной в областном центре. По его словам, объяснять состоявшееся повышение тарифов неким «сговором таксистов» попросту глупо. Ведь причины на поверхности, и они банальны.

Конечно, в настоящее время далеко не все фирмы повысили расценки. Как считают участники рынка услуг, некоторые игроки еще присматриваются. Кроме того, какое-то время может наблюдаться затишье и среди клиентов, которым также необходимо время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Впрочем, по словам экспертов, некоторые компании могут оставить прежние цены с целью повышения собственной привлекательности. «Такое вполне возможно, ряд представителей фирм не присутствовали на общем собрании служб такси, которое состоялось накануне 1 декабря. Конечно, город у нас маленький и об итогах и рекомендациях собрания известно уже всем, но кто-то из принципа или же по другим соображениям обязательно заявит, что оставил прежние тарифы», — отмечает один из участников рынка. По мнению руководителя службы такси «Ягуар» Валентины Герцог, подобная демпинговая политика может и привлечет каких-то клиентов, но постоянной эффективности не даст. «Ведь это бизнес, со своими четкими правилами, со своей рентабельностью. И держать цены на низком уровне возможно лишь либо в ущерб качеству предоставляемых услуг, либо каким-то невероятным чудом», — подчеркивает госпожа Герцог. По ее словам, все крупные и стабильные службы, чтобы удержать лояльность постоянных клиентов, гарантировать им стабильный комфорт и качество предоставляемых услуг, не снижая при этом своей рентабельности, вынуждены повышать тарифы. Повышение стоимости услуг, по мнению руководителей служб, позволит не только сохранить их качество, но и даже улучшить его. «Равный круглосуточный тариф позволит сделать следующий шаг к более цивилизованной работе на этом рынке. Например, установить в автомобилях так называемые таксометры (электронный многофункциональный прибор, с помощью которого можно точно рассчитать стоимость поездки, напечатать чек — ВФ), — рассказывает госпожа Герцог. — Такое нововведение, несомненно, понравится пассажирам, привыкшим к четкости и порядку в расчетах».

Новые тарифы, по уверениям владельцев служб такси, не будут существенно ощутимы для иркутян. Это объясняется тем, что Иркутск — город небольшой, и большинство поездок на такси происходит в пределах «минималки», которая увеличилась ненамного. Постоянные же клиенты имеют различные скидки, что также позволит смягчить удорожание услуг.

Влад Никифоров