Тайна Аи

Есть такое «заколдованное» место на Байкале: приедешь сюда вроде и не один, но чувство сладкого и в то же время тоскливого одиночества тут же укутывает тебя с головой. Пресловутое время теряет смысл. А твой новый мир, народившийся здесь, освобожден от суеты. Так магически действует на человека Ая — бухта с крутыми и такими далекими от байкальской воды берегами. Почему это происходит? Скептик ученый дает нетипичный для него ответ: здесь древние люди приходили общаться с духами. А умирая, через подземные лабиринты-пещеры уходили и в иное пространство.

Когда-то именно в Ае, на пологом берегу бухты, останавливались древние племена, кочующие со своими стадами по Прибайкалью.

Степные напевы

По накатанному маршруту — асфальтированной, а местами гравийной дороге едешь к Байкалу через Ольхонский район. Проскакиваешь райцентр — Еланцы, довольно крупный поселок, уже «атакованный» туристическими компаниями, и сворачиваешь с основного тракта направо. Хочется помахать всем проезжающим дальше по трассе (как правило — в сторону популярного на Байкале Малого моря) и прокричать им: «Гудбай!».

Дорога по холмам и распадкам несет тебя по сухой и скупой степи. Дорога несет, и несется машина, натыкаясь нередко на острые каменистые выступы. Это показывает свои зубы Тажеранская степь. Так, что скоро «Гудбай» может крикнуть неопытный водитель своему автомобилю.

Тут путнику не встретятся деревья и кусты, лишь низкорослая трава-ковер, а стиль пейзажу диктует горизонт. Соединяя небо и неровности ландшафта, он будто бы пульсирующая нитка кардиограммы. Наш путь лежит в таинственную бухту Ая. Здесь пристают байкальские судна во время непогоды. А когда-то именно в Ае, на пологом берегу бухты, останавливались и древние племена, кочующие со своими стадами по Прибайкалью. Но наша дорога проходит на вершины, окаймляющие бухту с других сторон. Отсюда, с высоты, отчетливо видно: вода залива глубоко вдается в твердую скалистую породу и мягкие пески и представляет собой полукруг. Две его противоположные стороны — крутые берега, по которым практически невозможно спуститься к Байкалу. Одна — песчаная и пологая, полюбилась не только нашим предшественникам много тысяч лет назад, но и нынешнему племени человеческому.

Сакральность территории не вызывает сомнений даже сейчас — у современников, которые приезжают в Аю, как паломники, заглянуть в тайный мир, а порой неразумно и грубо вторгаются в него. Такими же сакральными, но более почитаемыми, были эти байкальские курганы, охраняющие залив, и в эпоху кочующих племен.

С вершин Аи открывается прекрасный вид и на саму холмистую степь. Хочется не рисовать, а лепить — из глины ли, из воска — лепить эти курганы, крутые и пологие с них спуски, соединяющие воедино весь горный хребет. Только так возможно сделать понятными необъяснимые словами объемы и границы Аи; передать все виденное тем, кто не был здесь, кто не был зрячим…

Времена, когда с божествами и духами общаться можно было, зайдя на живописную священную гору на Ае, ушли в века. Ушли и люди, протоптавшие те тропы по склонам до верхних площадок. И только сами эти места по-прежнему хранят сакральную печаль.

Проба пера

Ученые обнаружили на таинственных берегах следы давно минувшей эпохи, когда и поселений-то жилых не существовало в Приольхонье. И русские, и буряты пришли сюда много позже, рассказывает профессор ИрГТУ, известный археолог Артур Харинский.

«Бухта действительно интересная, своеобразная и… удобная в географическом плане. Она как бы закрыта от ветра с западной и северо-западной стороны. Это дает возможность во время шторма отстаиваться судам, пришедшим с Байкала. Долгое время там даже существовал причал, куда приставали корабли. Вероятно, эта удобность бухты, ее закрытость и привлекала человека еще издревле», — рассуждает Артур Харинский.

Самые интересные «знаки» существования сакральной тайны на Ае — петроглифы. Одни из зарисовок найдены и описаны иркутскими учеными в северно-западной части бухты. На крутом склоне берега, на высоте 20-30 метров над уровнем Байкала, в небольшой нише в скале размером 1,5 на 2,5 метра предстает взору этот «Эрмитаж». Сверху над ним «козырек» — естественный выступ скальной породы, обеспечивший сохранность изображениям.

Центральное место занимает рисунок, который, вероятно, изображает человека, но не в привычном реалистическом нам мире, а схематично. Тело выполнено в фас в форме треугольника, острой частью обращенного вниз; руки и ноги — прочерченные палочки — разведены в стороны. У него круглая голова, на голове обозначены рожки, загнутые вверх. Достаточно хорошо прописаны детали: костная структура человека, обозначены позвоночник и ребра. «Это самая крупная фигура, доминирующая над остальными. Всего там порядка восьми антропоморфных изображений», — рассказывает Артур Харинский.

Времена, когда с духами общаться можно было, зайдя на живописную священную гору на Ае, ушли в века. И только сами эти места по-прежнему хранят сакральную печаль.

Сложно сказать, кто же этот незнакомец. Шаман, дух, божество? Археологи тоже по-разному трактуют рисунок. Похожие зарисовки есть в известной бухте Саган-Заба (находится к югу от Аи). Но там художники не стали уделять внимания деталям. «Рога на голове, возможно, представляют головной убор, который шаманы в прошлом широко использовали и в Приангарье, и в Якутии. А может, таким себе представляли древние духа, почитаемого ими», — делится мнением археолог.

Остальные петроглифы, окружившие центральную фигуру, более мелкие, выбиты на скале в одинаковом стиле. Они могут быть интерпретированы как охотник, стреляющий из лука. По расположению рук и тела видно, что одной рукой он будто натягивает тетиву, другой — держит сам лук. Кроме человеческих изображений, есть еще изображения животных и рыб. К примеру, крупный осетр над головой то ли шамана, то ли духа. «Его появление в скальной живописи вполне логично. Люди тогда уже занимались рыболовством, а в Байкале водилось много осетра. Царь-рыба и сейчас встречается в озере, но редко. В былые же времена, вспоминают местные старожилы, байкальского осетра рыбаки вылавливали в низовьях Селенги (впадает в Байкал) и переплавляли до Верхнеудинска (старое название Улан-Удэ) — продать на ярмарке. Чтобы перевезти громадину, ее привязывали к лодке», — рассказывает ученый.

По предположениям иркутских археологов, изображены рядом также нерпа, птица и извивающаяся змея.

Понятно, что наскальная живопись — непросто вдруг возникшее желание проявить какие-то творческие таланты у древних людей. Рисунки носят прежде всего символический характер. «Эта площадка на Ае была ритуальным центром, где поклонялись, но не самим петроглифам, а, скорее всего, духам. Замечу, что местные жители до сих пор оставляют «подношения» — камешки, монетки», — повествует ученый.

Выполнены рисунки в сложной технике: местами использованы сплошное протирание изображения по поверхности камня, иногда — выбивка по контуру. В Ае так сделана фигура человека. На каменном козырьке заметны даже пятнышки охры. Таким образом, именно по технике нанесения петроглифа и по сюжету изображения археологи определили, к какому периоду относятся данные рисунки, говорит Артур Харинский: «Судя по технике изображения и по сюжету, большая часть рисунков в Ае — это бронзовый век. Примерно второе тысячелетие до нашей эры. Это были племена, которые предшествовали на приольхонских землях появлению бурят».

Петроглифы в бухте Ая известны научному сообществу благодаря работе в 1831 году ученого Николая Агапитова. Он во время путешествия по Приольхонью изучал петроглифы и городища. Затем в 1916 году были исследованы российским этнографом Бернгардом Петри. В 20-х годах территорию обследовал сибирский ученый Павел Хороших, который и нашел первым на берегах Аи стоянку человека. Большой вклад в изучение петроглифов Аи внес также сибиряк Алексей Окладников, он сделал первые хорошие зарисовки, фотоснимки петроглифов, а также дал им характеристику.

В последующие годы ученые занимались в основном мониторингом этих памятников истории, составляли отчеты, акты об их состоянии и т.д. К сожалению, современные гости Аи духом сакральности зачастую не проникаются. Петроглифы и могилы вызывают праздный интерес у людей, которые, порой не замечая, наносят серьезный вред этим объектам. «Буквально в прошлом году выяснилось, что в Ае началось строительство домиков для туристов. Ведется оно без согласования с органами охраны памятников, поэтому сейчас началось разбирательство: кем и почему выдано разрешение на застройку прибрежной части бухты», — говорит Артур Харинский.

Работы по спасению скальных рисунков, которые разрушаются еще и из-за природного фактора — под воздействием ветра, воды, солнца, упираются в финансы. Ведь целевых программ по спасению объектов археологии у нас не существует.

В доверительных отношениях фттс духами

Еще одним из сакральных объектов является городище, расположенное на высокой горе с юга от бухты Ая. Подъем туда достаточно трудный из-за крутого склона. Вершина с двух сторон огорожена каменной стеной. С запада, откуда, собственно, и выходит тропинка на городище, тоже есть небольшая каменная выкладка. Но она носит чисто символическое назначение — ни от врагов, ни от диких животных защитить такое сооружение не сможет. Исследователи не нашли доказательств того, что здесь были более серьезное ограждения. Да оно и ни к чему было, уверены они. Ведь холмистые места в бухте не использовались в древности для постоянного или временного проживания. Здесь все было свято, и каменные ограды лишь подчеркивали эту границу — между сакральным (тем, что происходит на возвышенных над остальным миром площадках) и обыденным. Внизу, в пологой части берега бухты, скорее всего, и велась такая повседневная жизнь: появлялись люди, приводили стада, останавливались на короткое время. С востока каменная кладка у городища более мощная, но тоже не является сплошной.

«Сооружение расположено на той части ландшафта, где, вероятно, проходил контакт древних людей с небожителями или духами окружающей местности. Поэтому и возникала у наших предшественников необходимость как-то оформлять сакральные места. Но жить на вершине, продуваемой всеми ветрами, невозможно. Мы убедились в этом на собственном опыте, когда приезжали летом на раскопки», — признается профессор.

Сакральное отношение к захоронениям у древних присутствовало всегда. Ведь души умерших, по поверьям тех времен, находятся у самого захоронения. Поэтому, завершив обряд, живые люди старались обходить стороной такие места.

Работы археологов скоро показали, что строительство объекта началось еще в первом тысячелетии до нашей эры, в период раннего железного века. Находили там некоторые изделия из камня, остатки глиняных сосудов (более ранние — 1 тыс. до нашей эры, и сосуды 1 тыс. нашей эры), в них что-то приносили и оставляли на священном месте древние жители Приольхонья.

Происходило это действо синхронно с появлением других исторических памятников на Ае — сооружением плиточных могил. Сформировался такой обряд погребения человека — под каменные плиты — под влиянием отдельной культурной общности, которая пришла в Прибайкалье с южного Забайкалья и восточной Монголии. По неизвестным причинам (возможно — климатическим, возможно — из-за межплеменных конфликтов), племена-переселенцы начали заселять земли Прибайкалья и стали первыми скотоводами на этой территории. С этого времени начинается разделение населения Прибайкалья на две большие группы кочевых племен. Одни продолжают заниматься скотоводством, другие собирательством и рыболовством. Правда, до сих пор постоянных мест поселения племен, пришедших в Приольхонье, не обнаружено. Скорее всего, жилища их были переносные — вроде монгольских юрт. Коровы, лошади, бараны, козы — все это в хозяйстве у новых скотоводов Прибайкалья.

Кости этих домашних животных как раз и встречаются в плиточных могилах Аи среди останков умершего человека. В Ае, кстати, в отличие от Забайкалья и Монголии, где расположены плиточные могильные комплексы до 100 человек, находят ученые при раскопках в основном единичные захоронения. Был случай, вспоминает Артур Харинский, в Ае нашли могилу женщины с ребенком. Не исключено, что она умерла при родах.

Сакральное отношение к захоронениям у древних присутствовало всегда. Ведь души умерших, по поверьям тех времен, находятся у самого захоронения. Поэтому, завершив обряд, живые люди старались обходить стороной такие места. Тем не менее в Ае встречаются и разграбленные могилы — возможно, проявление еще одной общинной группы, уже с другими культурными ценностями.

Кроме плиточных, попадается в Ае очень часто и вид могил, относящихся к «бурятскому периоду» — XVIII-XIX вв. Конструкции хорошо заметны на поверхности земли. Ведь проживавшие в Приольхонье буряты обычно хоронили умерших прямо у скальных выступов. Выбиралась удобная ниша, обкладывалась камнями, и внутри нее размещался умерший. Сверху могила прикрывалась жердями и, опять же, заваливалась камнями. К сожалению, это тоже лишний раз привлекало грабителей.

Андеграунд

Скрывает свою красоту степная Ая и под землей. На Тажеранском массиве в Ае сосредоточено самое большое на Байкале количество пещер, уникальных, оставшихся навечно без солнечного света гротов и лабиринтов, прорезавших все плато и превративших побережье бухты в голландский сыр.

Эти подземные тайники так же сакральны, как и вершины, что видят солнце. Во входной части некоторых из пещер Тажеранского массива исследователи обнаружили захоронения. Встречаются они крайне редко, ведь для кочевых племен пещеры — коридоры, через которые можно попасть в иное измерение, в иной мир.

«Пещеры тоже служили ритуальными объектами. У входа здесь, как правило, оставляли люди свои приношения (еду, различные предметы), чтобы задобрить духов, которые могли красть души живых. Захоронения же в пещерах означали, что умершие люди были особенными, не характерными представителями своего общества: жили особняком от остальных, вели себя не так, как другие, либо погибли необычно — из-за удара молнии. Таким давалась возможность быстрее попасть в страну мертвых», — интерпретирует Артур Харинский.

Найти в районе Тажеранского массива уникальные захоронения первыми посчастливилось спелеологам иркутского клуба «Арабика», исследовавшим местные пещеры. «Мы начали раскопки в заваленной пещере и нашли несколько кусков керамики, костяную пряжку, нефритовые диски, бусинки, попалась и челюсть человека. Когда же мы приподняли после этих находок еще несколько камней (судя по всему, крышку гробницы) и обнаружили череп, то стало окончательно ясно — это захоронение. Естественно, работы сразу же свернули и свои находки отвезли в Иркутск археологам. Они и продолжили дальнейшее исследование», — говорит руководитель клуба Алексей Трегубов.

На самом же плато Ая, как рассказывает Алексей Трегубов, находятся сейчас три пещеры: им. Вологотского, Октябрьская и Ая-Рядовая. Последняя, кстати, представляла две пещеры с разными входами; впоследствии их соединили в одну, открыв новый проход.

«На самом деле все пещеры на плато — единая система. Таким образом, подземное пространство в Ае представляет собой сплошные полости, которые образует хорошо проработанный водой карстовый массив. Это уникальность Аи. Ведь по соседству с ней еще одна известная бухта Саган-Заба вообще не имеет никаких признаков карстообразования, хоть и, по легендам местных жителей, там якобы находится шаманская пещера», — рассказывает спелеолог.

Главный интерес для исследователей эти «тайники» Аи представляют из-за того, что они появились намного раньше, чем само озеро Байкал. Вмещающие породы в пещерах более древние, чем Байкал, но пока они слабо изучены. Самая интересная работа по исследованию пещерных отложений для геологов может начаться, если когда-нибудь удастся спуститься по одной из пещер Аи на уровень Байкала, отмечает Алексей Трегубов. «Образцы пещерных отложений дадут обширный материал для изучения жизни времен Прабайкала. Ведь сейчас весь этот материал надежно хранится в глубине пещер как бы в запечатанном состоянии, без негативных внешних воздействий», — говорит спелеолог. По его словам, ближе всех к нужной отметке находится пещера Октябрьская — на уровне 100 метров от дна Байкала.

С другой стороны, новые подземные системы в Ае стали привлекательными и для туристов. Коммерческие поездки в пещеры Аи теперь устраивают и сами местные жители, и специализирующиеся на туризме компании. О сохранении природных объектов заботятся и те, и другие, к сожалению, мало. «Такой поток людей, естественно, уничтожает всю первозданность природного материала в пещере, теряется его научная ценность. Именно поэтому работать в Ае дальше и у спелеологов, и у ученых желание пропадает», — резюмирует руководитель иркутского клуба.

Анна Павлова