Тайге не хватает налогов

Иркутская область, на территории которой заготавливается 13% всей российской древесины, пока не может похвастаться эффективностью использования лесных ресурсов. Несмотря на то, что в регионе ежегодно увеличивается объем переработки леса и снижается экспорт «кругляка», налоговая отдача отрасли крайне низкая. При годовом обороте лесопромышленного комплекса региона около 60 млрд руб. налогами в областной бюджет поступает не более 3 млрд руб.

Власти Приангарья стремятся обеспечить получение максимальной выгоды от заготовления древесины. Фото Евгения Козырева

Есть чем крыть

По объемам заготовки древесины у Иркутской области первое место в России, ее доля в отрасли — 13%. За ней следуют Вологодская область с показателем 11% и Архангельская — с 9%. Далее идут Красноярский край и Республика Коми, у каждого из этих регионов по 8% рынка. В целом же на пятерку лидеров приходится половина заготовки российской древесины.

По итогам 2010 года в Иркутской области было заготовлено 23,2 млн кубометров леса, в 2009 году — около 20 млн. Леса в регионе занимают 71,4 млн га или 92% от его общей территории. В аренде, по состоянию на 1 января 2011 года, около 16 млн га лесов, заключено более 1,3 тыс. договоров, 37% из них приходится на использование лесов в целях заготовки древесины. Запасы древесины составляют почти 9 млрд кубометров, при этом около 5 млрд из них оцениваются как спелые и перестойные. Показатель освоения расчетной лесосеки в регионе не превышает 32% от допустимого объема пользования. Эксперты отрасли отмечают, что именно такой объем сопоставим с экономическими возможностями лесопромышленного комплекса региона. Однако, для освоения лесов в труднодоступных районах области требуются крупные капиталовложения, поскольку там отсутствует дорожная сеть и источники энергоснабжения.

ЛПК Иркутской области представлен более чем 1,5 тыс. лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий. На мощностях трех целлюлозно-бумажных комбинатов, расположенных в Братске, Усть-Илимске и Байкальске, производится более половины всей российской товарной целлюлозы. В числе участников лесной отрасли региона предприятия по производству ДВП, ДСП, фанеры, изделий деревянного домостроения. В 2010 году, по данным Восточно-Сибирского таможенного управления, экспортировано 5,24 млн кубометров необработанной древесины, что на 6,4% меньше, чем в 2009 году, а пиломатериалов — 3,9 млн кубометров, на 25,6% больше. Предприятия ЛПК Иркутской области в прошлом году произвели 161 тыс. кубометров фанеры (по сравнению с 2009 годом рост 25%), 28,3 млн кв. м ДВП (рост 12%), 119 тыс. кубометров ДСП (26%), 218 тыс. штук шпал (55%), 1,26 млн т целлюлозы (6%) и 225 тыс. т картона (снижение на 0,5%). Годовой оборот продукции оценивается в 59 млрд руб. За шесть месяцев 2011 года в бюджет области лесопромышленными предприятиями перечислено 1,87 млрд руб., за аналогичный период 2010-го — 1,115 млрд. «Увеличение налоговых платежей в основном произошло по причине роста цен на целлюлозу на мировых рынках, а также в связи с вводом на территории области новых перерабатывающих мощностей», — поясняет заместитель министра лесного комплекса Иркутской области Юрий Вельдяев.

Навести порядок

Еще до того как в России началось поэтапное повышение экспортных пошлин на необработанную древесину, в лесном бизнесе Иркутской области наблюдался дисбаланс. В первую очередь это касалось соотношения двух показателей: объемов заготовки леса и его переработки. В то время экспортировалось в круглом виде более 30% от объема заготовленной древесины. При этом многие лесоперерабатывающие предприятия области испытывали дефицит сырья и работали не на полную мощность. Китайский рынок леса, который на тот момент уже сформировался, способствовал расцвету серых схем продажи древесины за наличный расчет. Это подтверждала и разница в ценах при отгрузке древесины одного и того же качества, стоимость колебалась от $50 до $80 за кубометр. Многим лесозаготовителям, особенно работавшим нелегально, было удобнее продать лес в Китай «за наличку», чем поставлять его лесоперерабатывающим предприятиям региона, работающим по безналичному расчету. Объем нелегального оборота древесины, по экспертной оценке, тогда составлял 4,2 млн кубометров в год.

Первым шагом к исправлению ситуации стал проект «Лесной терминал», который в 2006 году активно внедряла администрация Иркутской области. Для начала было сокращено количество пунктов отгрузки древесины — с 371 до 80. Далее им предстояло получить статус лесных терминалов. Причем присваивался он только тем предприятиям, которые имели собственную арендную базу, соблюдали требования по контролю поступающих лесоматериалов от сторонних поставщиков и обладали собственными мощностями по переработке древесины либо брали на себя обязательство в течение двух лет построить таковые на базе своего терминала. По замыслу авторов идеи, лесной терминал должен был стать местом разгрузки, приема, переработки, таможенного досмотра и отгрузки круглых лесоматериалов. Ее реализации способствовала и Восточно-Сибирская железная дорога, предпочитающая выделять вагоны именно предприятиям с таким статусом. Однако антимонопольная служба усмотрела в этом ограничение конкуренции. 18 декабря 2006 года иркутское управление ФАС вынесло решение, что дорога не имеет права ограничивать экспортеров леса, принимая древесину только через терминалы. К этому времени в области действовало 48 терминалов. За время своего короткого существования им удалось обеспечить заводы сырьем на 100%.

Следующим шагом в наведении порядка в отрасли стала организация работы лесной биржи. Для этого лесным терминалам предстояло преобразоваться в биржевые склады. Несмотря на то что такой механизм был закреплен российским законодательством, в Иркутской области биржевая торговля лесом не наладилась. Эксперты отмечали, что изначально были неправильно заложены основы взаимодействия экспортеров, импортеров и брокеров. Сделок на бирже заключалось немного, и в основном они носили разовый характер.

Еще одной попыткой в борьбе с нелегальной заготовкой древесины стал проект поштучного учета леса биркованием каждого бревна. Лесозаготовителям предстояло приобрести соответствующее оборудование и бирки, а также обучить персонал. «Идея бирковать лес, конечно, хорошая, но этот метод не получил распространения и был прекращен, потому что не было жесткой законодательной нормы, — считает начальник Иркутской таможни Юрий Русаков. — Получилось, что участники рынка оказались в разных условиях: одни закупили оборудование и бирковали лес, другие — нет, но также имели право экспортировать лес. Нужно было на законодательном уровне ввести запрет на поставки древесины без бирок. Именно поэтому очень хорошая инициатива умерла».

Признав, что все предыдущие меры, направленные на упорядочение лесного бизнеса, были безуспешными, иркутские власти разработали закон «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области». В конце прошлого года он вступил в силу. Теперь надежды на успех борьбы с «черными лесорубами» возлагаются на этот документ, который обязывает заготовителей леса ставить на учет пункты приема и отгрузки древесины в министерстве лесного комплекса региона. Он разработан по аналогии с законом, действующим на территории Забайкальского края. Как утверждают чиновники, за три года действия этого документа в соседнем регионе объем незаконного оборота леса снизился на 70%. При этом они не исключили, что забайкальские «черные лесорубы» после вступления в силу закона переместились в леса Иркутской области.

Теперь предприниматели обязаны вести книгу учета актов приемки и сдачи и журнал регистрации отгружаемой древесины. Закон обязывает владельцев пунктов представлять ежемесячную отчетность, а министерство лесного комплекса должно раз в месяц эти сведения анализировать, сопоставляя объемы принятой, переработанной и отгруженной древесины с данными агентства лесного хозяйства, ВСЖД, таможни. Если в процессе этой работы выявится, что какой-то из пунктов представил недостоверную информацию, последует заявление в правоохранительные органы. Недостаток закона, по мнению отраслевых экспертов, в том, что он обязывает вести всю отчетность на бумажных носителях.

Большая игра

Как отмечают эксперты, наводить порядок в региональной лесной отрасли мешают также проблемы, существующие на федеральном уровне. Речь об этом шла на VII Байкальском международном экономическом форуме в рамках заседания рабочей группы по лесному хозяйству при правительстве РФ.

«Как известно, Иркутская область является лидером среди российских регионов по объемам заготовки древесины, — отметил руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) РФ Виктор Масляков. — Экономический эффект от этого мог быть выше, при условии решения ряда задач. Большой пласт вопросов нормативно-правового регулирования, инфраструктуры, инвестиций, оборота древесины требует обсуждения и выработки консолидированных решений в интересах всех участников лесных отношений».

По его словам, после принятия Лесного кодекса прошло более четырех лет, и правоприменительная практика показала, что требуется корректировка отдельных положений. В настоящее время ведется разработка отраслевых нормативных правовых актов, таких как Правила заготовки, Правила ухода за лесом, Правила лесовосстановления — ключевых документов для субъектов лесного хозяйства.

Заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Валерий Прилипов также отмечает невысокую эффективность отдельных сегментов ЛПК. По его словам, лесопромышленный комплекс показывает положительную тенденцию развития производства лесобумажной продукции, однако докризисный уровень не достигнут. Экспорт лесобумажной продукции за 7 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 12,4% и составил $5,1 млрд. Доля необработанной древесины в общем объеме экспорта составила 20,1% и снизилась на 2,6%. Между тем рост потребительского спроса на высококачественную продукцию глубокой переработки (бумагу, картон, мебель) и отставание в развитии отраслей по ее выпуску в России вынуждает увеличивать долю импортируемых товаров. В январе-июле 2011 года по сравнению с 7 месяцами 2010 года импорт увеличился на 27,7% и составил $2,8 млрд.

При этом развитие ЛПК России в немалой степени тормозится из-за отсутствия лесных дорог. «Лесным кодексом разрешается создание лесных дорог при любых видах использования лесов, но механизм создания их в кодексе и в подзаконных актах не прописан. В связи с этим возникает много вопросов при реализации этого положения на практике», — отметил Валерий Прилипов.

Департамент лесной промышленности для решения основных вопросов создания лесотранспортной инфраструктуры предлагает разработать и утвердить на уровне правительства РФ «Целевую комплексную программу развития лесных дорог на период до 2020 года». «Разработка такой программы могла бы войти отдельным разделом в Стратегию развития лесного комплекса РФ при ее корректировке и совершенствовании», — подчеркнул замдиректора департамента.

Руководитель Лесной программы Всемирного фонда дикой природы в РФ Елена Куликова обращает внимание на необходимость соблюдения правил игры, принятых европейскими государствами. В частности основные требования нового законодательства Евросоюза к импортируемым лесоматериалам и изделиям из древесины звучат так: древесина должна быть заготовлена с соблюдением требований законодательства страны-заготовителя. При этом необходимо проводить всестороннюю оценку рисков, поскольку все риски уголовного или административного преследования и связанные с этим репутационные риски ложатся на импортера.