Связь не ослабнет

В 2014 году операторы сотовой связи, действующие в Иркутской области, вложили значительные средства в развитие инфраструктуры, запустили ряд новых предложений и в целом опустили цены на услуги связи. Несмотря на введенные против России санкции, падение курса рубля и стагнацию в экономике, в следующем году операторы не ожидают значительных проблем на рынке. В настоящее время они готовятся к объективным внутренним изменениям — ослаблению интереса со стороны потребителей к голосовым услугам и росту потребления интернет–трафика.

Представители мобильных операторов уверяют, что падения спроса на свои услуги они не ждут. Фото Геннадия Гуляева

Стабильный рост, стабильные инвестиции

По итогам 9 месяцев работы в текущем году операторы сотовой связи продемонстрировали уверенный рост основных финансовых показателей. Данные отдельно по регионам операторы не разглашают, но отмечают, что Иркутская область отвечает общероссийскому тренду.

Так, Андрей Левыкин, директор Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон», отмечает, что консолидированная выручка по компании за 9 месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 6,9% и составила 232,6 млрд рублей. В компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») „Ъ” сообщили, что выручка в сегменте фиксированной связи увеличилась на 3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года до 13,2 млрд рублей, главным образом под влиянием фактора колебания валютного курса на контракты, номинированные в долларах США. В МТС не предоставили данные по работе за три квартала, однако итоги работы за 6 месяцев также являются положительными: выручка от сотового бизнеса в России выросла на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом, а выручка от услуг передачи данных — на 40%. «В целом можем констатировать, что текущая экономическая ситуация пока не оказала существенного влияния на наш бизнес. Мы фиксируем выполнение принятого в начале года плана в части основных финансовых показателей компании и не отмечаем существенного отличия в фактических объемах потребляемых нашими клиентами услуг», — отметили в ЗАО «Байкалвеском», не разглашая данных об основных финансовых показателях.

В этом году инвестиции в собственный бизнес в Сибири и на Дальнем Востоке также оказались значительными. Так, в Дальневосточном филиале МТС „Ъ” сообщили, что летом этого года одновременно в трех городах — Иркутске Братске и Ангарске — МТС запустила в коммерческую эксплуатацию сеть LTE. Кроме того, в регионе должна быть построена и введена в эксплуатацию волоконно–оптическая линия связи вдоль участков БАМа «Тайшет—Усть–Кут—Северобайкальск» и вдоль Транссибирской магистрали от Тайшета до границы с Бурятией. Планируется, что совокупные инвестиции МТС в телекоммуникационную инфраструктуру Иркутской области в 2014–2015 годах составят более 1,2 млрд рублей, говорит пресс–секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири Анна Лысенко.

«МегаФон» в городах Иркутской области запустил сеть LTE раньше всех и продолжает расширять покрытие. Андрей Левыкин подчеркнул, что на территории работы Дальневосточного филиала компании в 2014 году был произведен запуск 4G+ в Благовещенске, Биробиджане, Якутске и Комсомольске–на–Амуре. Что касается сети третьего поколения, то в 2014 году компанией было подключено более 40 малых (менее 1000 человек) населенных пунктов Приангарья, где раньше не было высокоскоростного мобильного интернета от «МегаФон». Компания также инвестирует серьезные средства в строительство магистральных, зоновых и городских ВОЛС. В частности, в 2014 году «МегаФон» построил новые оптоволоконные линии связи на Сахалине, в Хабаровском крае, Забайкальском крае, других регионах Востока России.

В Дальневосточном филиале МТС „Ъ” сообщили, что летом этого года одновременно в трех городах — Иркутске Братске и Ангарске — МТС запустила в коммерческую эксплуатацию сеть LTE. Кроме того, в регионе должна быть построена и введена в эксплуатацию волоконно–оптическая линия связи вдоль участков БАМа «Тайшет—Усть–Кут—Северобайкальск» и вдоль Транссибирской магистрали от Тайшета до границы с Бурятией.

При этом господин Левыкин признает, что экономическая ситуация, вероятно, скажется на бизнесе компании, так как покупка оборудования ведется в валюте, а курс рубля по отношению к доллару, евро и юаню значительно упал.

В «ВымпелКоме» не озвучили размер инвестиций в этом году, но отметили, что в 2014 году в Иркутской области компания завершила реализацию условий GSM–лицензии в Усть–Ордынском Бурятском округе, полученной в 2011 году с обязательством строительства объектов связи до 2018 года. В результате компания обеспечила связью более 105 тысяч жителей округа в 150 поселках. В том числе в 11 поселках (Байше, Нагатае и Тухуме, а также в населенных пунктах Наумовка, Куйта, Закулей, Шалоты, Мельхитуй, Маниловская, Воробьевка, Кокорино) благодаря деятельности оператора связь появилась впервые.

Экономическая ситуация на бизнесе оператора пока сказалась минимально, сообщили в пресс–службе: «ВымпелКом» сотрудничает с большинством глобальных поставщиков, и ряд контрактов номинирован в валюте. Очевидно, что в таких случаях мы заинтересованы в максимальном хеджировании наших валютных рисков с целью минимизировать рост затратных статей бюджета под влиянием валютного фактора. С нашими партнерами мы находим взаимоприемлемые решения, перезаключая такие договора с фиксацией рублевой ставки или установлением коридора с распределением валютного риска между нами и партнерами. В условиях, когда и мы, и наши зарубежные партнеры находимся под влиянием одних и тех же факторов макроэкономической нестабильности, в наших интересах проявлять взаимную гибкость и идти навстречу друг другу. Мы рады, что наши партнеры такую гибкость проявляют, поэтому критичным данный фактор для нас не стал и мы для этого предпосылок не видим».

Без экономии

Притом что сами сотовые операторы не намерены менять инвестиционные планы, падения спроса на свои услуги они также не ожидают.

В настоящее время стоимость услуг сотовой связи в России признана одной из самых низких в мире. Показатель ARPU (Average revenue per user — средняя выручка на одного пользователя — „Ъ») на одного абонента в нашей стране находится на уровне 300–350 рублей. Но в регионах Сибири и Дальнего Востока эта цифра традиционно еще ниже, отмечают операторы. Так, показатель ARPU у МТС в Иркутской области — 260 рублей по итогам второго квартала 2014 года. Абоненты «Билайна» в целом по России тратят 335 рублей в месяц, и эта цифра снизилась на 4% по сравнению с предыдущим годом. В «МегаФоне» также отмечают тенденцию к снижению: показатель общего ARPU в 3 квартале 2014 года составил 343 рублей, он снизился на 9 рублей, или 2,6%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В компании считают, что это произошло в результате существенного прироста пользователей услуг передачи данных, а также ценовой конкуренции в пакетных тарифных планах и снижения выручки от дополнительных услуг.

«Мы не наблюдаем снижения уровня потребления наших услуг или продаж сим–карт. В России одни из самых низких цен на связь в мире, и сотовая связь давно стала неотъемлемой частью «продуктовой корзины» россиянина. Средний чек на услуги связи составляет порядка 300 рублей — то есть около 7,5 долларов — это не те расходы, сократив которые, можно сэкономить», — заметила Анна Лысенко. Схожей позиции придерживается и Андрей Левыкин, полагая, что в условиях кризиса люди не будут экономить на услугах связи.

Более осторожной позиции придерживаются представители «Билайна». «Если говорить о потребителях, на текущий момент клиенты не снижают, а напротив, лишь увеличивают свои потребности в мобильной связи, в первую очередь в мобильном интернете, — отмечают в «ВымпелКоме». — Безусловно, при этом мы мониторим ситуацию. На наш взгляд, влияние макроэкономической ситуации может сказаться на замедлении темпов снижения цен, которое демонстрировал российский рынок в последнее время, особенно в части мобильного интернета, а также на том, что люди начнут более внимательно относиться к непредвиденным расходам на связь».

«Мы не наблюдаем снижения уровня потребления наших услуг или продаж сим–карт. В России одни из самых низких цен на связь в мире, и сотовая связь давно стала неотъемлемой частью «продуктовой корзины» россиянина. Средний чек на услуги связи составляет порядка 300 рублей — то есть около 7,5 долларов — это не те расходы, сократив которые, можно сэкономить»

Вместо людей — машины

В настоящее время абонентская база ЗАО «БайкалВестКом» составляет 1,8 млн человек, у компании «МегаФон» — более 500 тыс. абонентов, в МТС и «ВымпелКом» данных о региональной абонентской базе не раскрывают. Операторы признают, что период взрывного роста абонентской базы закончился, но им есть куда развиваться.

«Темпы роста абонентской базы замедляются по объективным причинам — сегодня практически у каждого жителя нашей страны есть сим–карта, а то и несколько. Тем не менее нам есть куда двигаться. Сейчас все идет к тому, что в нашей повседневной жизни будет появляться все больше «умных» устройств, требующих подключения к интернету. Соответственно, будет расти потребление трафика. Стоимость устройств, как мы видим, неуклонно снижается», — отметили в «МегаФоне».

В МТС также рост абонентской базы — а с начала 2014 года в Иркутской области она выросла на 10% — объясняют ростом пользователей мобильного интернета. В общей структуре мобильного интернет–трафика МТС доли планшетов и модемов в общем трафике не меняется: как и год назад, они составляют пять и 12 процентов соответственно. На смартфоны же приходится большая часть — 55%, причем этот показатель вырос на 10 процентных пунктов за год по итогам 3 кв. 2014 года. «Мы видим, что доля смартфонов в потреблении, в абонентах и в деньгах растет намного активнее, чем доля модемов или планшетов, — считает Анна Лысенко. — Это подтверждается ростом выручки от услуг передачи данных: во втором квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом рост доходов от передачи данных МТС составил 40%».

Помимо роста рынка смартфонов и планшетов, на продажи сим–карт также будет влиять рост «машинного» сегмента (M2M), заметил Андрей Левыкин: «Есть аналитические исследования, согласно которым к 2020 году в России будет продано более 40 млн сим–карт. Средний счет абонента не меняется и, на мой взгляд, не изменится, но количество сим–карт точно будет расти, особенно — в сегменте M2M. Число таких устройств и сейчас уже велико — в сигнализациях для дома и для машины, «симки» начинают интегрировать в бытовую технику и другие устройства», — перечислил эксперт. В БВК также отметили, что «машинный» рынок растет очень активно, и упомянули банкоматы, терминалы по приему платежей, терминалы торговых сетей для безналичного расчета, системы безопасности и устройства мониторинга, где используется сим–карта.

Интернет заглушил голос

Наращивая темпы в области «машинного» сегмента, операторы сотовой связи основной акцент делают все–таки на своих живых абонентах. Но и тут им приходится перестраивать свою политику: абоненты все активнее переходят на потребление интернет–трафика, ослабляя потребление голосовых услуг.

В БВК пояснили, что в структуре среднего счета абонента порядка 70% занимают голосовые услуги, порядка 30% — дополнительные неголосовые сервисы, включая мобильный интернет. При этом потребление трафика за три квартала 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось примерно в 2,5 раза, и в следующем году оператор также ожидает роста. В общей структуре выручки от услуг мобильной связи компании «МегаФон» в третьем квартале 2014 года передача данных составляет 25%. При этом выручка от голосовых услуг снизилась на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, а консолидированная выручка от передачи данных продемонстрировала уверенный рост на 37,4%. Абоненты «МегаФон» в Приангарье также движутся в русле этих общероссийских тенденций. В «ВымпелКоме», также ссылаясь на то, что Иркутская область не отстает от других регионов, заявили, что около 15% расходов абонентов приходится на интернет, а остальную часть составляют другие мобильные услуги, включая голосовую связь.

«Сейчас выручка от голосовых услуг стабилизировалась, динамика по ним у всех операторов составляет порядка 2% в год. А вот в передаче данных мы растем почти на 40% в год, это лучший показатель среди мобильных операторов. То есть мы видим, что именно мобильный интернет сейчас является тем сервисом, спрос на который стабильно растет, и абоненты готовы с удовольствием осваивать новые мобильные интернет–сервисы. Ключевым драйвером роста мобильного ритейла сейчас являются смартфоны. По итогам первого квартала рост продаж «умных» телефонов составил 80% в штучном выражении», — отметили в МТС, не назвав соотношение пользования интернетом и голосовыми услугами.

Притом что голос сдает позиции, он еще и дешевеет для абонентов. Так, средняя стоимость минуты разговора (APPM) у абонентов МТС в Иркутской области составила 0,55 рублей, снизившись за год на 3,5%. «Билайн» в первом полугодии 2014 года снизил среднюю стоимость минуты разговора для абонентов Иркутской области на 6%, и в итоге выиграл — это привело к росту ежемесячной продолжительности разговоров клиентов на 8%.

Операторы соглашаются с тем, что в будущем объем потребления интернет–трафика будет увеличиваться в общем счете абонента. И именно на это сейчас и делается основной акцент с точки развития сети. Так, «МегаФон», по словам Андрея Левыкина, в 2015 году намерен серьезно расширить сеть LTE в Иркутской области. Анна Лысенко подчеркнула, что в 2015 году МТС продолжит установку базовых станций 2G и 3G в пригородах крупных населенных пунктов, а также запустит сеть 4G в таких городах, как Усолье–Сибирское, Черемхово, Усть–Илимск, Тулун, Тайшет, Нижнеудинск, Усть–Кут и других. «Билайн» в 2014 году развернул на 85% своей 3G сети в Иркутске технологию DC–HSPA+, которая позволяет увеличить максимальную скорость передачи данных до 42 Мбит/с, в целом улучшил покрытие в ряде городов Иркутской области и увеличил скорость передачи данных в 3G сетях города Киренска, а также в районе Малого моря на Байкале.