Своевременный спектакль к 8 Марта

«Марица» вышла на сцену Музыкального театра
Музыкальный театр традиционно выпускает к началу весны новый спектакль. В этом году в качестве весенней премьеры выступила классическая оперетта Имре Кальмана «Марица», возвращенная на иркутскую сцену в новой интерпретации от красноярского режиссера Василия Вавилова. Трехчасовой спектакль с двумя антрактами вынужден менять то способ подачи материала, то декорации, то вставлять пачками яркие балетные номера, чтобы зритель, не дай бог, не отправился домой раньше времени. Впрочем, кажется, любителям самого легкого из музыкальных жанров все пришлось по вкусу.

Яркая премьера особенно хорошо воспринимается по весне. Фото Евгения Козырева

Оперетта «Графиня Марица» венгерского композитора Имре Кальмана с самого своего появления в 1924 году не сходит со сцен музыкальных театров всего мира до сих пор. Да и в Иркутском музыкальном театре им. Загурского она ставилась уже четыре раза, но ничто не мешает обратиться к этому произведению снова, тем более что с момента последней постановки прошло 10 лет.

«Что делать молодой богатой свободной женщине?!» — задает зрителям риторический вопрос графиня Марица (в разных составах эту роль играют заслуженная артистка России Любовь Полякова и молодая солистка Юлия Пихтина), которой, по ее уверению, приходится ежедневно выслушивать до 30 любовных предложений, и все они оказываются ее недостойны. Не дожидаясь ответа, она объявляет о своей помолвке с выдуманным женихом, чтобы избавиться от надоедливых мужчин, посягающих на ее состояние. Дабы заявление выглядело более достоверно, к нему прилагается и имя счастливца — Коломан Зупан (Игорь Ладейщиков, Игорь Переверзев), но такой человек, к несчастью юной вдовы, быстро находится, причем тоже с жаждой наживы. Пока разного рода помещики пытаются завоевать сердце Марицы, а также ее приданое, она тем временем по уши влюбляется в управляющего своего же поместья Тассило Мадача (Александр Айдаров, Евгений Алешин). Он, разумеется, беден и горд, но только на первый взгляд. Имеет ли смысл пересказывать сюжет, который, с одной стороны, и так знают все, а с другой — так похож на большинство оперетт про молодых вдов.

Спектакль «Марица» в постановке Василия Вавилова, разделенный двумя антрактами на три части, получился очень неоднородным. Если в первом акте он начинается как вполне классическая оперетта, то к третьему превращается в форменный цирк, причем это касается не только клоунских приемов пускать слезы в два больших ручья, но и способа игры актеров, и их костюмов. Середина прошла под знаком балета — такое ощущение, что о нем вспомнили только во втором акте, но зато, вспомнив, выдали сразу пачкой три номера подряд. Кстати, насчет танцев, есть еще один забавный момент. Одним из ключевых сцен произведения является венгерский народный танец чардаш, который дважды исполняет управляющий поместья Тассило. Очевидно, что артисту Евгению Алешину, исполняющему его роль, этот танец никто не ставил (видимо, по поющему статусу не положено), зато на помощь ему приходят три балетных удальца, одинаковых в лица. Такое вот разделение труда.

Стилевое и жанровое разнообразие в рамках одного спектакля, в конечном счете, наверное, призвано удержать зрителя, который, по наблюдениям «ВФ», до финала в абсолютном большинстве своем досидел. Полный зал также убеждает в том, что любителей оперетты и, в частности, Кальмана у нас хватает. Клоунский юмор тоже встретил определенную долю восторгов. Нехитрая мысль, обращенная к женщинам, о том, что «трудно вас любить, еще трудней без вас прожить», прозвучала весьма своевременно в преддверии 8 Марта. А потому, кажется, постановка удалась. Для любителей жанра.

Антон Кокин