Свободное плавание в рамках госзаказа
Директор департамента культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева гарантирует поддержку учреждениям своей отрасли. Фото Евгения Козырева
Финансировать новации
«Государственная политика в сфере культуры пока, к сожалению, не определена. Главная проблема — в неправильном понимании на государственном уровне самого определения культуры. Культура — не сфера услуг, даже не идеология, это способ жить вместе, то, что делает осмысленным наше существование и формирует восприятие нашего будущего. Это понятие надо переосмыслить на государственном уровне», — заявила директор департамента культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева в декабре прошлого года на расширенном заседании коллегии департамента с участием руководителей областных госучреждений культуры и искусства и органов управления муниципальных образований.
По словам госпожи Кутищевой, на уровне правительства идет борьба двух позиций. Государственники считают, что сфера культуры, как и сфера безопасности, должна полностью поддерживаться государством, так как является одним из факторов духовной безопасности России. Против них выступают политики, которые говорят о полном разгосударствлении культуры, и, как следствие, предоставлении ей полной свободы творчества. Здесь, по мнению руководителя областного департамента, кроется причина отсутствия национального проекта в сфере культуры. А потому Иркутская область выходит со своей инициативой. «Буквально на днях мы принимаем областной закон о поддержке сферы культуры, который будет гарантировать государственную поддержку на уровне области всем учреждениям культуры, включая творческие союзы и общественные объединения. Такой закон принимается в нашей отрасли впервые, — заявила Вера Кутищева. — У нас произошли большие изменения в бюджетном кодексе, который исключил поддержку, например, театров, творческих союзов и общественных объединений. Теперь такое право дано субъектам — узаконить финансовую поддержку направлений деятельности в сфере культуры, которые будут начиная с 1 января 2008 года получать финансовую поддержку, причем гораздо больше, чем в 2007 году». Закон о поддержке культуры был принят 20 декабря прошлого года, и с 1 января нынешнего он вступил в свою законную силу, комментирует заместитель директора областного департамента культуры и архивов Сергей Ступин.
Наступивший 2008 год объявлен губернатором Александром Тишаниным Годом культуры Иркутской области. В связи с этим финансирование сферы культуры увеличено на 58 млн рублей к уровню прошлого года. Эти средства, по словам Веры Кутищевой, в основном будут направлены на развитие библиотек и музеев области. Поддержка будет оказана ряду творческих проектов с территорий. Главное условие финансирования — они должны быть инновационными. 18 из 33 проектов, запланированных на Год культуры, по словам Веры Кутищевой, являются нововведениями.
Новые формы работы
В департаменте культуры и архивов Иркутской области подчеркивают, что Год культуры — это не только увеличение материальной поддержки, но и поиск новых форм работы. К таким инновациям можно отнести создание автономных учреждений культуры, которые начали новое существование с 1 января. По словам Веры Кутищевой, такая форма предполагает большую свободу в расходовании средств бюджетной поддержки и более свободное расходование заработанных денег. «Но это не значит, что они отправлены в свободное плавание, — пояснила директор департамента культуры и архивов. — Их свободное плавание ограничивается принятием государственного заказа. То есть в любом случае все эти учреждения свое направление деятельности сохранят». На новую форму автономии переходят три культурных учреждения области: Музыкальный театр имени Н.М. Загурского, Драматический театр имени Н.П. Охлопкова и Областной кинофонд.
Директор Иркутского академического драматического театра Анатолий Стрельцов целиком и полностью согласен с нововведением, правда, с небольшими оговорками. «Как всякое новое, оно таит множество подводных камней, которые еще на опыте не проверены, — сообщил директор театра. — Например, совершенно не определено еще, что такое государственный заказ, какие у него параметры. Есть различные нестыковки с налогами. Нужно, чтобы мы по налогам проходили как бюджетное учреждение, потому что получается парадокс — нам дают здание, чтобы мы проводили в нем воспитание нашего народа, а мы с него платим налог городу, который нас же финансирует для этой деятельности. Есть очень много вопросов, которые будут решаться в течение года в рабочем порядке. Именно поэтому перевели не всех сразу, а только три учреждения — мы будем как подопытные кролики. Посмотрим, если это будет сильно туго, по закону мы имеем право отказаться». Однако, по словам директора театра, этот переход в любом случае значительно облегчает им работу. «Вы даже не представляете себе, сколько сил и времени отнимает статейное финансирование — когда гвозди на одном счете, гайки на другом, а тряпки — на третьем, — сообщил Анатолий Стрельцов. — Мы будем более свободны в оплате своих расходов, оплате артистов. Вот я, например, очень хочу сделать филиал нашего театра в Ново-Ленино, найти какой-нибудь подвальчик и сделать там театр, потому что это спальный район, в котором вообще ничего нет. Будучи автономным учреждением, я смогу это сделать. Я очень хочу заниматься рекламой театра, благотворительной деятельностью, прокатом костюмов — все это я не могу сегодня делать. Мне открывается больше возможностей, условия более комфортные для работы — это однозначно».
Еще одним законодательным нововведением в области культуры в новом году стала отраслевая оплата труда. Это тоже пилотный проект, вместе с департаментом культуры и архивов Иркутской области на такую систему переходят также и другие отрасли: образование, социальная защита. Как говорит Вера Кутищева, для культуры такая оплата очень нужна, потому что «здесь будут хорошо сформированы подходы оплаты творчества, одаренных личностей». Например, если артист не задействован в спектакле, он получает базовое жалование, если задействован, то получает коэффициент, и от его творческого потенциала зависит вся составляющая его заработной платы. Другим примером может служить положение молодых специалистов, которые, приходя на работу в то или иное учреждение культуры, вынуждены работать на самом низшем разряде. С начала этого года вся их заработная плата будет зависеть от личной заинтересованности и инициативности. В России на отраслевой оплате труда находятся несколько регионов: Белгородская, Орловская, Московская области — они уже год проработали по такой системе.
Антон Кокин