Существующая сегодня форма погребения с использованием ритуальных залов не может не оскорблять нормального человека

Настоятель Князе-Владимирского храма Иркутска, протоирей Алексей Середин

[М]ы живем в России, стране традиционно православной, где православие является государствообразующей религией вот уже более 900 лет. В ней наши общие корни, культура, самоидентификация как граждан. Наши православные предки расширяли границы государства, благодаря им мы сегодня живем в Сибири.

Город Иркутск пропитан историей, с которой тесно связаны и наши старинные храмы, и древние кладбища. Таковых на территории города насчитывалось десять. Ни одно из них не сохранилось в своих границах, будучи не оскверненным современной деятельностью.

Мы знаем, что в прежние времена не было такого понятия, как вероисповедальное кладбище. Общины, существовавшие при храмах, занимались организацией и проведением похорон. В стране на сегодняшний день осталось немного таких примеров — можно вспомнить такие захоронения, как Донской монастырь в Москве или Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.

Что должно представлять собой вероисповедальное православное кладбище? Его центр — это храм, а рядом — захоронения. Они не такие хаотичные, как мы привыкли видеть на современных кладбищах, это уничижает человека. Захоронения должны производиться с соответствующим подходом, с ответственностью и пониманием процесса. Ведь похороны — это не само по себе оторванное от веры событие, это часть религиозной жизни человека.

А существующая сегодня форма погребения с использованием ритуальных залов не может не оскорблять нормального человека. Это больше напоминает бездушный конвейер. Лучшее, на что могут сегодня рассчитывать родственники умершего, — отпевание в храме. Но и после этого человека все равно хоронят на обычном кладбище без всяких исторических и религиозных пониманий процесса. Ведь погребение — это тоже элемент нашей с вами культуры, истории. И сегодня, к сожалению, эта сторона нашей жизни разрушена, и мы пока ее никак не можем восстановить.