«Сурф» против «Нивы»

Что лучше — советские или японские автомобили? Кардинально разный подход, менталитет, преимущества и «болезни». У машины каждого производителя в России найдутся толпы поклонников, которые в жизни не поменяют своего любимца на «чужеземца». «Al» нашел автоконструктора-путешественника, который одинаково крепко привязан как к усовершенствованной Toyota Hilux Surf, так и к «вылеченной» «Ниве». Обе машины отлично доработаны и могут неплохо конкурировать друг с другом.

У прокачанной «Нивы» есть неоспоримое преимущество — отличный дорожный просвет: спереди 32 см, а сзади 26

«Дом на колесах»: проедет везде

Сергей Купольный профессионально занимается доработкой автомобилей для вождения в условиях бездорожья. В его автосервисе находятся самые разные экземпляры — крутые самодостаточные джипы, добротные поражающие своей мощью советские машины, отреставрированные мотоциклы а-ля «ностальгия по детству», самодельный вездеход, внешне похожий на настоящий танк. Но, наверное, самым любимым для Сергея является его собственный автомобиль — Toyota Hilux Surf 95-го года. На его доработку были потрачены полтора месяца плотной работы и свыше 600 тыс. рублей.

На своем «Сурфе» Сергей исколесил всю местную тайгу от Ангарска до Саян, ездил по степям Монголии, поднимался в горы Уныман-Барон (Республика Бурятия), предгорье Хамар-Дабана, долину вулканов. В одной из поездок ему пришлось вытаскивать на веревке из реки полностью обездвиженную машину — водитель этого автомобиля признался, что он самостоятельно едет еще медленнее, чем на «подмоге». Приятно, что за пять лет эксплуатации у «Сурфа» ни разу не было серьезных поломок.

Тюнинг «японца» не обошелся без использования элементов советской техники. Это, как знают все автомеханики, достаточно рискованный шаг, где можно действовать только по интуитивному принципу «вытащил один болтик и вкрутил другой». Сергей же на собственном примере доказал, что при разумном подходе и голове на плечах можно избежать многих проблем.

«На раму я поставил военные УАЗовские мосты. Обычно водители от них «воют»: плохой накат автомобиля, повышенная шумность, «больной» шкворневой узел. Но, как я убедился на собственном опыте, последнее неплохо лечится: главное, чтобы была установлена правильная геометрия нагрузки угла шкворни. Тогда жизнеспособность бортовых редукторов значительно увеличивается. Что касается ступичных подшипников, то их ни в коем случае не следует перетягивать — тогда они сгорят и развалятся. Главное — использовать для них правильную смазку. Я использую Mobil, она не образует эмульсию с водой. Бывало, в поездках, где я ехал вброд, в задний и передний мост попадала вода. Я спокойно доезжал до базы 500 км — ни один узел, ни подшипник не был изношен. Единственная оставшаяся у меня проблема — это вал ведомой шестерни бортового редуктора», — поясняет Сергей.

Ширины УАЗовских мостов вполне хватает для «Сурфа»: здесь удачно вписываются 35-дюймовые колеса BF Goodrich с вылетом на +40. «Эта резина, если ей правильно пользоваться, даст фору и Simex, и Bogger того же размера. Мои шины позволяют отлично двигаться в условиях бездорожья ходом и с пробуксовкой. При этом Goodrich не роет перед собой ямы, в отличие от других колес; позволяет дать больше оборотов для лучшего очищения и преодоления препятствия инерции».

Также в машине была полностью переделана подвеска — Сергей изобрел переднюю подвеску торсионного типа, которая не имеет аналогов в автомобилестроении. У нее трехрычажная схема (два продольных рычага и тяга Панара). Через специально изготовленные промежуточные проставки (соединенные посредством шаровых опор) конструкция соединяется с балкой моста и торсионно-рычажным механизмом. Преимущество этой подвески в том, что можно регулировать дорожный просвет кузова, при необходимости установить колеса большего диаметра. Также подвеска достаточно энергоемкая и длинноходная; позволяет машине ехать по пересеченной местности со скоростью 60-80 км/ч, не обращая внимания на ямы и ухабы.

Задняя подвеска имеет пятирычажную схему и длинноходные пружины с амортизаторами, позволяющими давать угол скрещивания более 45°.

При всех своих технических достоинствах пикап «Сурф» — достаточно вместительная машина, она отлично подходит для семейного отдыха. Если сложить все вещи на переднее сиденье, а топливо и «запаску» — под машину, разложить задние сиденья, получится весьма просторное спальное место. У «Сурфа» имеется две печки — основная и дополнительная для пассажиров. Последней достаточно для обогрева всего салона в зимних условиях. Морозной ночью с ней будет жарко, как в Африке.

Единственный минус «Сурфа» — недостаточный для такого «гиганта» бак, его объем всего на 57 литров. Сергей хочет в ближайшем будущем установить дополнительный бак на месте запасного колеса — он уже изготовил для него емкость на 54 литра, кронштейны и специальную площадку, которая не будет выходить за геометрию бампера. Дополнительные запасы дизельного топлива поспособствуют улучшению качества и длительности поездок.

Советский «квадроцикл»: всплывает, когда нужно

Непосредственно с «Нивы» началось повальное увлечение Сергея доработкой автомобилей. После армии на стандартной машине он отправился на свои первые соревнования по джип-спринту, где занял первое место. Многочисленные победы (на джип-триале, спринте с элементами триала) мотивировали Сергея на доработку своего автомобиля. «На одном из соревнований я сломался в первый же день пробега на берегу Ангары — оторвал продольную реактивную тягу. Приехал к себе обратно в Ангарск, быстренько отремонтировал — изготовил новый кронштейн, приварил его. И покатил обратно на соревнования. Когда на следующее утро мне объявили, что я занял второе место, я был приятно удивлен — потерял на ремонт столько времени, но все равно победил», — рассказывает Сергей Купольный.

«Нива» именно такая по характеру — от нее, маленькой и невзрачной, поначалу и не ждешь подвигов. Но внешность бывает обманчива, и у юркой поджарой машины небывалый потенциал. В поездках по лесным массивам, как известно, важен каждый сантиметр, и у этого подготовленного автомобиля есть преимущество — отличный дорожный просвет: спереди 32 см, а сзади 26 (у «Сурфа» под обоими мостами 36 см). Также в лесу «Нива» достаточно экономичная — питается мало, как аскет.

Сергей установил на свою «Ниву» шноркель, что дает машине известные преимущества. При этом за счет небольшого веса «пятая точка» авто в воде не тонет — именно это качество автомобиля спасло однажды Сергею и его друзьям жизнь, когда во время одного своего путешествия они попали в глубокий брод.

При своих завидных достоинствах в Ниве есть и существенные недостатки. Основная хроническая «болезнь» всех машин этой марки — неспособность двигаться «в натяг». Сергей устранил эту проблему за счет установки главных пар от ВАЗ 2102 с передаточным отношением 4,44 и переделки шестерен раздатки на передаточные отношения 1: 3 (штатные 1: 2). Кроме того, был достигнут достаточный запас прочности за счет установки передних приводов и задних полуосей большего диаметра (на 24 шлица).

Также человек, желающий доработать «Ниву», обязательно столкнется со следующей сложностью — для того чтобы установить на этой машине более мощные колеса (у Сергея стоят 30-дюймовые), чаще всего приходится обрезать арки.

— Но необходимо понимать, что арки из толстой стали являются не декоративным элементом, а дополнительным элементом жесткости кузова. Если их убрать, по всей поверхности машины появятся трещины, лопнет лонжерон между пружинами и амортизаторами. Именно поэтому мы приняли альтернативное решение — изменили геометрию передней балки, заднего моста и работы рычагов.

Единственный неисправимый недостаток «Нивы» — это небольшие габариты машины. Во время дальних экстремальных поездок машина рассчитана на 2-3 человека; все необходимые вещи размещаются на заднем сиденье. Как говорит Сергей, верхний багажник на доработанную «Ниву» устанавливать нежелательно — лишний баланс сверху превратит кубообразную машину в неустойчивую неваляшку.

За счет своей компактности и мобильности «Ниву» можно сравнить с квадроциклом. Правда, доработанная машина кроме крыши над головой имеет и еще одно важное преимущество — на нее уйдет топлива почти в два раза меньше, чем на популярный вездеход. Цена вопроса на оба вида транспорта примерно одинаковая. Возможно, «Нива» даже обойдется дешевле — ее подготовка к условиям бездорожья стоит около 150-200 тыс. рублей.