Судна-амфибии «заселят» Байкал?

Водный туризм на Байкале предлагается развивать при помощи судов на воздушной подушке. С такой идеей выступили сотрудники ФГУП Центрального научно-исследовательского института имени академика А.Н.Крылова (Санкт-Петербург) на прошедшей в Улан-Удэ экономической конференции в рамках БЭФ. Ученые одного из крупнейших учреждений, занимающегося проектированием уникальных водных судов, уверены: подобный транспорт позволит решить задачи по перевозке грузов, пассажиров и при этом не навредит экосистеме озера.

Модернизацию транспортной системы как условие социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока обсудили за круглым столом в рамках БЭФ в Улан-Удэ в минувшие выходные. В частности, темой для обсуждения стала роль транспортной инфраструктуры в развитии макрорегионов, актуальные проблемы и перспективы модернизации транспортной отрасли, а также перспективы интеграции транспортной сети России, в том числе сети региона, в мировое транспортное пространство.

В работе круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, представители заинтересованных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов РФ, общественных и некоммерческих организаций, деловых и научных кругов.

Согласно исследованиям специалистов ЦНИИ им. А.Н.Крылова, в настоящее время грузооборот в Байкальском регионе «базируется» на автомобильном (58,6%) и железнодорожном (40,0%) видах транспорта. При перевозке пассажиров в 85,5% случаях используется автомобильный транспорт, в 14% — железнодорожный. Как видно, доля водного и воздушного транспорта мизерная. Почти все перевозки по воде — это туристические рейсы, совершаемые по Байкалу и Иркутскому водохранилищу.

«Впрочем, флот, эксплуатирующийся в настоящее время на озере Байкал, в основном состоит из устаревших катеров советской постройки, выработавших свой ресурс и не обеспечивающих безопасность судоходства, — отмечает главный инженер проектов ЦНИИ Сергей Ивановский. — Ввиду существенных ограничений судоходных путей, пополнение флота традиционными водоизмещающими судами, пригодными для транспортных перевозок по озеру Байкал, крайне затруднительно».

В качестве выхода из ситуации ученые предлагают реанимировать советский опыт, а именно создать транспортную систему на основе судов на воздушной подушке (СВП). Такие суда обладают достаточно высокой скоростью хода, эксплуатировать их можно круглогодично над водой, сушей, сплошным и битым льдом. «Правда, пик развития теории и практики проектирования СВП пришелся на конец 80-х годов. Именно в это время были созданы наиболее удачные суда, нашедшие свое применение в различных областях хозяйственной деятельности, — отмечает Сергей Ивановский. — Однако к настоящему времени объем исследований и проектных работ в этой области существенно сократился, а проблем, которые успешно могли бы решать СВП, появилось достаточно много. При этом сейчас существуют технологии, позволяющие сделать такие суда более эффективными по скорости и грузоподъемности».

По его словам, удачные проекты СВП сейчас существуют в России, их производство можно освоить на промышленных предприятиях Байкальского региона, например, судостроительные заводы в Улан-Удэ и Жигалово. Параллельно с этим необходимо провести анализ распределения основных пассажиро- и грузопотоков, разработать основные маршруты СВП с остановочными пунктами, выявить протяженность маршрутов и возможные ограничения на них.

Как отмечает Сергей Ивановский, Минтранс, Минпромторг России, региональные власти и заинтересованные организации могут разработать систему транспортных перевозок с использованием амфибийных судов на воздушной подушке в районе озера Байкал и организовать строительство таких судов на промышленных предприятиях региона.

Это также позволит оживить и судоходство по сибирским рекам, в частности Енисею, Ангаре, Лене, Амуру. «За два-три последних десятилетия в силу целого ряда причин из эксплуатации выбыли многие судоходные водные объекты и их участки. К их числу относятся следующие потенциально пригодные для судоходства водные пути. В Иркутской области — Киренга, Лена от Жигалово до Качуга, Витим выше Бодайбо, нижние течения Чары, Жуи и Мамы. В Республике Бурятия — Селенга, низовья Чикоя, Хилока, Баргузина и Верхней Ангары, все верхнее и среднее течение пограничного с Забайкальским краем Витима. В Забайкальском крае — Ингода, Шилка и Аргунь, — говорит ученый. — Транспортное значение Ангаро-Байкальского водного пути сейчас существенно снижается разобщенностью судоходных участков «глухими» плотинами ГЭС без судопропускных устройств. Весьма ограничен сквозной путь «река — озеро» между Селенгой и Байкалом, что связано с мелководностью дельты и большими различиями речных и озерных условий навигации. Судна на воздушных подушках в таких условиях могли бы оказать существенное подспорье».

Модератор круглого стола, председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Молчанов заинтересовался идеей питерских ученых, спросив об экономической обоснованности СВП.

«В Санкт-Петербурге в настоящее время используется несколько таких суден, в качестве эксперимента — как альтернативный городской транспорт, в качестве прогулочных судов. Цена билета на расстояние до 40 километров составляет 100 рублей. Отмечу, что даже при заполнении салона пассажирами всего на четверть, поездка окупается», — заявил Сергей Ивановский.

Идея ЦНИИ им. А.Н.Крылова в итоге попала в список рекомендаций по модернизации внутреннего водного транспорта регионов Сибири и Дальнего Востока. Планируется, что эти предложения после их обработки будут в ближайшее время переданы в Правительство РФ.

PDF номера