Страшный случай на дороге

В чрезвычайной ситуации в обязательном порядке нужно следовать алгоритму: включать «аварийку», вызывать ГИБДД, искать свидетелей и фотографировать место происшествия

Внимание, внимание и еще раз внимание — вот главное, что должно быть стопроцентно включено у водителя на протяжении всего времени, что он находится за рулем. Только постоянная бдительность на дороге является залогом безопасности всех участников дорожного движения. Но на дороге случается разное. То водитель отвлекся, то в условиях плохой видимости что-то не разглядел, то пешеход повел себя неадекватно, вдруг выбежав на дорогу… Как оказалось в результате небольшого соцопроса, практически никто из знакомых водителей не знает, как вести себя в случае, если он наехал на пешехода. Одна мысль об этом уже повергает людей в шок, и чаще всего они, даже не задумываясь о своих действиях, плюют через левое плечо и кричат: «Не дай Бог!» Однако, несмотря на панический страх перед такой ситуацией, для своей же безопасности нужно четко знать, как себя вести.

Пострадал, но не сильно

Во фразе «наезд на пешехода» не нужно сразу видеть смертельное событие. Человека можно легонько задеть машиной, можно сбить так, что у того останутся незначительные телесные повреждения, можно также наехать с более серьезными последствиями, чем просто ушибы и синяки. Главное в такой ситуации — не поддаваться панике, а четко следовать инструкциям.

1. Выйдите из автомобиля и узнайте, как чувствует себя пострадавший. Если есть необходимость, окажите первую медицинскую помощь и вызовите скорую.

2. Включите «аварийку», поставьте аварийный знак, вызовите сотрудников ГИБДД. Ни в коем случае не убирайте автомобиль с места ДТП! Наезд на пешехода — это такое же дорожно-транспортное происшествие, как столкновение двух автомобилей, и при выяснении обстоятельств будут важны все детали произошедшего. Чтобы их установить, машина должна оставаться в том же месте и в том же положении, как при наезде.

3. Запишите телефоны и имена нескольких свидетелей произошедшего. Даже если вы считаете, что виноваты, получите свидетельские показания. Они могут пригодиться при дальнейшем разбирательстве. Кроме того, позже указание на свидетелей может быть расценено, как помощь следствию.

4. Внимательно осмотрите место ДТП, сохраните все возможные улики в том состоянии, как они находились при аварии: тормозной путь, осколки от разбитых элементов автомобиля.

5. Сфотографируйте все, что вы видите на месте ДТП: повреждения своего автомобиля, осколки, положение пострадавшего, все дорожные знаки рядом с местом произошедшего и уклон дороги. Все это может помочь вам в случае спорной ситуации.

6. При составлении протокола сотрудниками ГИБДД обязательно проверяйте все записи, цифры и замеры. Никогда не подписывайте протокол, если с чем-то не согласны — требуйте внести в документ свои замечания. Помните: те детали, которые не попали в протокол на месте происшествия, позже для суда не будут существовать.

Смертельный случай

Перед автомобилем весом в несколько сотен килограммов человек чрезвычайно хрупок. Если случилось страшное — вы сбили человека насмерть, то поступать стоит так:

1. Немедленно остановитесь и включите «аварийку».

2. Если человек не подает признаков жизни, прощупайте пульс на сонной артерии. Если у вас есть возможность, попробуйте оказать ему помощь.

3. Вызовите скорую и полицию.

4. Найдите автоадвоката — это нужно сделать обязательно, без него нельзя давать никаких показаний. Ваши слова, сказанные в состоянии шока, в будущем могут сыграть против вас, даже если в случившемся виноват пешеход.

5. Возьмите себя в руки и на камеру мобильного телефона сфотографируйте место аварии. Водители поступают так крайне редко из-за шокового состояния, однако такие фотографии в будущем существенно помогут делу.

6. Ни в коем случае не сбегайте с места преступления — в этом случае в дополнение к статье 264 Уголовного кодекса «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» вы «вешаете» на себя еще одну статью УК — 125, «Оставление в опасности».

Действия в деталях

Обстоятельства наездов бывают разные. Если виной всему невнимательность водителя, а вред пешеходу причинен легкий, то можно договориться и на месте — обычно в таких случаях водитель просто платит ту сумму, которую называет пострадавшая сторона. Это делается по нескольким причинам: во-первых, для экономии времени, чтобы не ждать сотрудников ГИБДД, а во-вторых, если водитель действительно виноват, грех отпираться от причинения морального и физического вреда. Хотя если наглость пешехода зашкаливает за сумму с большим количеством нолей, то, возможно, имеет смысл дождаться составления протокола и пойти по официальному пути. Если пешеходу причинен легкий вред — это будет стоит водителю до 2 тыс. руб. штрафа либо лишение прав на срок от шести месяцев до года. Об этом гласит Кодекс об административных правонарушениях, статья 12.27. Если пешеходу причинен вред средней степени тяжести или тяжкий, то КоАП не действует, ему на смену приходит Уголовный кодекс. Что касается выплат пешеходам, то все они будут рассчитываться: размер морального вреда определит суд, а физического вреда — медицинская экспертиза. Но это только в том случае, если жертва ДТП не поленится обратиться с иском в судебные органы.

Наехав на пешехода, водитель и так автоматически виноват по статье 12.27 Кодекса об административных правонарушениях — «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», также ему вменяется в вину статья 264 Уголовного кодекса — «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Но, покинув раненого пассажира, он «вешает» на себя еще одну статью УК — 125, «Оставление в опасности».

Главный совет в том случае, если ситуация решилась полюбовно: водитель в обязательном порядке должен потребовать от своей жертвы расписку, где будет указано, при каких обстоятельствах был совершен наезд, сколько средств в виде компенсации получил пострадавший, и что претензий по данному происшествию он к водителю не имеет. Если расписки нет, то нечистый на руку пешеход может уже после получения денег обратиться в ГИБДД с заявлением, что на него был совершен наезд, после чего автомобиль скрылся с места происшествия. В этой ситуации за поступок, который уже разрешен, вы понесете намного более серьезную ответственность.

По той же причине нельзя покидать место аварии, если пешеход скрылся с места ДТП. Сотрудник издательского дома стал свидетелем такой ситуации. Перед микроавтобусом на дорогу буквально выпрыгнула девочка 10-12 лет. Водитель резко затормозил, но все-таки задел ее передней частью автомобиля. Пока находящийся в шоковом состоянии человек выходил из машины, ребенок соскочил и убежал в неизвестном направлении. Водитель микроавтобуса был в растерянности: что делать, когда шальной жертвы нет, и не ясно, как она себя чувствует? В этой ситуации в обязательном порядке нужно следовать описанному алгоритму действий: включать «аварийку», вызывать ГИБДД, искать свидетелей и фотографировать место происшествия. Потому что если этого не сделать и спокойно уехать, позже можно узнать, что вас разыскивают как скрывшегося с места наезда преступника.

Просто цифры

В 2012 году в Иркутской области произошло 1073 дорожно-транспортных происшествия с участием пешеходов. Наибольшее число ДТП произошло по вине пешеходов: всего в прошлом году таких было зарегистрировано 673 (в 2011 — 664), в них погибло 110 и ранено 589 граждан. На 41% (с 70 до 41 ДТП) сократилось число происшествий, совершенных по вине нетрезвых пешеходов. В прошлом году 201 ДТП произошло по причине нарушения правил водителями проезда пешеходных переходов — во время этих аварий погибло 16 человек (в 2011 году — 11), а 203 человека получили ранения различной степени тяжести (на 1% больше, чем в 2011 году). За январь-февраль 2013 года количество ДТП на пешеходных переходах возросло на 26,9% (с 26 до 33 ДТП), в которых ранено 33 пешехода (рост на 13,8%). Основной причиной автоаварий по вине водителей стали нарушения скоростного режима движения (39,5% от всех аварий, или каждое третье ДТП), выезд на полосу встречного движения (11,3% от всех ДТП), нарушения правил проезда перекрестков (8% от всех ДТП) и правил проезда пешеходных переходов (7,6% от всех ДТП), а также управление ТС в нетрезвом состоянии (9,5% от всех ДТП). Также за два месяца возросло количество ДТП, совершенных по вине пешеходов на 18,2% (с 66 до 78 аварий).