Стиль проявляется в том, какую одежду вы не надеваете

«Хорошо одетый человек тот, кто считается с собой и с другими», — сказал однажды Пьер Карден. Эта мысль отлично отражает законы делового стиля, от которого во многом зависит имидж человека и компании, которую он представляет. Эксперты в мире моды Яна Павлидис и Елена Серебрякова видят облик бизнес-леди в элегантности и лаконичности. О тенденциях в деловом стиле и рекомендациях, как создать идеальный имидж, — в их интервью SR.

Яна Павлидис (слева) и Елена Серебрякова

Special Review: Яна, как изменился облик бизнесмена и в частности бизнес-леди за последние годы? Какие тенденции мы наблюдаем в настоящий момент?

Яна Павлидис: Грамотно продуманный имидж позволяет нам не только оставаться модными и красивыми, но и доказывает нашу компетенцию, способствует возникновению доверительных отношений. Язык костюма во все времена играл важнейшую роль в человеческом общении. В последние 5-10 лет под воздействием глобальных экономических, технологических и социальных изменений дресс-код в его прежнем понимании безнадежно устарел. Правила стали менее жесткими, их границы и рамки уже стерлись. Однако не следует эту тенденцию воспринимать как упрощение. В действительности все стало сложнее; для создания своего образа уже нельзя обойтись без специальных знаний в вопросах имиджа.

Нынешние бизнес-леди отличаются от деловых женщин прошлого примерно так же, как героиня Алисы Фрейндлих в «Служебном романе» от героини Сандры Баллок в «Мисс Конгениальность». Сегодня в облике современных бизнес-вумен больше сексуальной составляющей. Женщина уже не прячет свою привлекательность, она нашла баланс «инь-ян». Этот тренд будет развиваться и в дальнейшем.

В целом бизнес-леди сегодня вполне уверенно чувствуют себя в мире больших проектов, больших денег и «больших мальчиков». Если раньше вопрос стоял «умная или красивая», образ строился на базе мужского подхода в деловом стиле (строгий костюм, платье-футляр, нейтральные оттенки, ограниченный аксессуарный выбор, консервативная обувь и макияж), то сегодня деловая классика выглядит более женственно и актуально. Кроме того, женщины уже отлично освоились в деловом мире, появилось много новых форм деловой активности, находящихся вне рамок официального делового стиля. Это могут быть информационные и консалтинговые виды бизнеса, офисы, где труд связан с творчеством, рекламой, какими-то необычными проектами. Работая в таких сферах деятельности, бизнес-леди могут выражать в своем имидже творческую составляющую — применять модные тенденции, расширить цветовую палитру, активнее использовать аксессуары.

SR: Какие различия можно выделить в деловом стиле у бизнес-вумен за рубежом и в России?

Я.П.: Женщины в России более женственны по своей природе. Многие не одеваются, а наряжаются, используя в своем облике цветочные принты, оборки, кружево, яркие аксессуары, фантазийный дизайн ногтей и пышные укладки, «мужественно» носят высокие каблуки (которые подчас мешают легкости и естественности походки). В разных коридорах власти и самых статусных кабинетах можно встретить женщин, от внешнего вида которых создается ощущение, будто они пришли не на работу, а на свидание.

Если раньше вопрос стоял «умная или красивая», образ строился на базе мужского подхода в деловом стиле (строгий костюм, платье-футляр, нейтральные оттенки, ограниченный аксессуарный выбор, консервативная обувь и макияж), то сегодня деловая классика выглядит более женственно и актуально. 

Европа имеет больше опыта и традиций в области делового стиля. Но не нужно забывать, что мы начали изучать эту «науку» лет на 30 позже западных стран. В Европе эффектность — дурной тон, это могут себе позволить только представители шоу-бизнеса или дамы полусвета. За границей в тренде остается элегантность, которая, как мы знаем, безмолвна.

SR: Как можно определить эту самую элегантность?

Я.П.: В основе элегантного стиля одежды лежат спокойные лаконичные силуэты, качественные натуральные ткани, обеспечивающие идеальную посадку на фигуре, спокойная цветовая палитра (не скучная, а именно спокойная), ухоженные волосы и кожа, которые подчеркнуты отличной прической и легким макияжем. Элегантность — это форма уважения к себе и окружающим. Элегантный человек одевается гармонично и уместно; в его облике отсутствуют излишества и не прочитывается желание удивить.

SR: Перечислите основные ошибки, которые совершают бизнес-вумен в деловом стиле одежды и дайте советы, как сделать так, чтобы внешний облик благоприятствовал работе.

Я.П.: Правильно подобрать свой гардероб — большое мастерство. В верно подобранном гардеробе каждая вещь работает, и с ней можно составить три-четыре варианта сочетаний. У многих женщин наблюдается большое количество эффектных «эмоциональных» элементов и мало базовых вещей, из-за чего и возникает пресловутое ощущение «нечего надеть». Некоторые леди «грешат» принципом эффектности и в аксессуарах — приобретают вычурные сумки, папки для бумаг, чехлы для телефонов и планшетов. В деловом образе неприемлемы колготы с рисунком, в сетку и со стрелками, а также блестящие, серые, белые или с оттенком интенсивного загара. В блок деловой одежды часто забывают включить верхнюю одежду: качественное пальто из кашемира классического кроя или более модное, но нейтрального оттенка, будут оптимальными.

Что касается рекомендаций, то дать универсальный совет сложно — все зависит от индивидуальных параметров внешности и других факторов. При создании имиджа важно учитывать и ситуацию, для которой вы одеваетесь, и особенностей тех людей, с кем вам предстоит контактировать. Если при общении с собеседниками нужно занять доминирующую позицию, то лучше всего использовать контрастные сочетания и чистые графичные линии в крое и аксессуарах, избегать романтичных деталей. Если вы работаете в клиентоориентированном офисе, то будьте особо опрятны, добавьте оттенки розового, кораллового, приглушенные «ягодные» оттенки, мягкие фактуры и округлые формы в аксессуарах. Эти элементы одежды будут создавать более лояльную располагающую атмосферу и работать на вас.

***

Special Review: Елена, за последние 20 лет жизнь многих россиян, в том числе и элиты, повернулась на 180 градусов. Как изменилась за это время мода и в особенности деловой стиль одежды?

Елена Серебрякова: В 90-х годах для многих одежда являлась одним из главных атрибутов «внешнего» богатства — некоторые люди жили в коммунальных квартирах, но буквально на последние деньги покупали золотые изделия и норковые шубы. Слава богу, мы уже пережили и такой своеобразный период времени, как начало «нулевых», когда все буквально молились на бренды. Многие мужчины в то время носили рубашки с поднятым воротником, чтобы был отчетливо виден ярлык. Сейчас, к счастью, прошла мода и на громоздкие золотые украшения — люди осознали, что это несколько вульгарно. В настоящее время богатство «пахнет» по-другому — у представителей бизнес-элиты появился вкус, дешевый лоск заменила элегантность и изысканность. Многие женщины стали ориентироваться на индивидуальный стиль современных икон стиля. В России такими примерами служат Эвелина Хромченко, Рената Литвинова, Ирина Хакамада и другие.

Бизнесменам, особенно тем, кто параллельно с основным делом ведет политическую деятельность, нужно хотя бы время от времени «снимать футляр». Многие руководители слишком запаковывают себя в непроницаемую оболочку, из-за чего окружающим сложно выйти с ними на доверительный контакт. 

SR: Как в настоящее время стоит одеваться бизнес-леди, чтобы выглядеть подобающе своему статусу?

Е.С.: Главные принципы: одежда должна быть качественной, аккуратной, немного сдержанной; волосы и лицо — ухоженными, предпочтительны натуральный цвет волос и макияж естественных оттенков. Как пример: во время одной поездки за границу возле фешенебельного отеля я встретила очень красивую девушку — на ней было скромное шифоновое платье, сандалии в греческом стиле; распущенные волосы аккуратно уложены. Никаких кричащих деталей и отвлекающих внимание вычурных элементов — все просто, но со вкусом. Однако мне, как дизайнеру, разбирающемуся в марках одежды, сразу стало понятно, что это очень обеспеченная леди. Женщина, которая, наоборот, одета как новогодняя елка, чаще всего вызывает сомнение, что она вхожа в высшие круги общества.

Особенности делового облика напрямую зависят от сферы деятельности, которой человек занимается. Самые сложные каноны обычно присутствуют в банковской отрасли. Если на каких-то неформальных или торжественных встречах бизнес-леди может позволить себе распущенные волосы, какие-то украшения или яркие акценты в наряде (но в меру!), то в повседневной рабочей жизни стоит придерживаться строгих канонов. На работе бизнес-вумен рекомендуется носить одежду неброских оттенков, юбки, прикрывающие колено, туфли с каблуками 5-7 см. Но такую обувь, как показывает моя практика, подобрать очень проблематично — в магазинах в основном представлены либо балетки, либо лодочки с 12-сантиментровыми шпильками. Следует отметить, что руководитель любой компании является образцом для подражания. Именно он собственным видом негласно устанавливает дресс-код в своей компании. Поэтому ему необходимо с особой тщательностью подбирать свой рабочий гардероб.

SR: Можете поделиться секретами в стиле одежды, которые помогут руководителю компании более эффективно управлять своими подчиненными?

Е.С.: Бизнесменам, особенно тем, кто параллельно с основным делом ведет политическую деятельность, нужно хотя бы время от времени «снимать футляр». Многие руководители слишком запаковывают себя в непроницаемую оболочку, из-за чего окружающим сложно выйти с ними на доверительный контакт. Для того чтобы смягчить свой облик, можно носить вязанные или шерстяные вещи, одежду теплых и нежных оттенков, использовать цветочные принты. В таком одеянии даже самый жесткий бизнесмен или бизнес-леди будут располагать к себе людей.

SR: Насколько в России развит рынок элитной одежды? Представители бизнеса предпочитают одеваться за границей, или предложения в нашей стране вполне отвечают их запросам?

Е.С.: По-настоящему обеспеченные люди все-таки предпочитают одеваться за границей; к сожалению, в России еще не представлены в полной мере все самые престижные бренды. Многие из людей привыкают к каким-то конкретным фирмам, размеры и фасоны которых отвечают их запросам. Стоит отметить, что в разных странах Европы шьют на разные типы фигуры. К примеру, вещи итальянских брендов отлично подойдут женщинам с узкой талией и пышными бедрами, а немецких — с крупным телом, широкой спиной. Иногда свою публику находят и российские модельеры — многие известные люди и представители элиты одеваются в модном доме московского дизайнера Елены Шипиловой. Что касается индивидуального пошива, то он востребован только в исключительных случаях. Бизнесмены — люди занятые, у нет времени на примерки.

Тем более что благодаря развитию высоких технологий всегда есть возможность посмотреть в интернете каталоги одежды и аксессуаров известных брендов, не выходя из офиса.