Старый скелет помирил Англию и Америку

24 октября в Музыкальном театре имени Н. Загурского состоялась первая премьера сезона — мюзикл «Призрак замка Кентервиль» по мотивам произведения Оскара Уайльда «Кентервильское привидение». Кроме самого материала у спектакля две интересных особенности: во-первых, он впервые поставлен на новую музыку, принадлежащую композитору Владимиру Баскину, которая написана около полугода назад. Во-вторых, постановку осуществил молодой, но уже зарекомендовавший себя в Мариинском театре (Санкт-Петербург) режиссер Василий Бархатов.

Режиссер осовременил спектакль, убрав из него всю готику, а художник по костюмам Ж. Усачева и вовсе одела американцев в современную одежду. Фото Лоры Гулл

История, рассказанная Уайльдом, повествует о том, что любые конфликты и даже древние проклятия могут разрешаться с помощью любви. Сэр Джон Кентервиль (нар. арт. В. Яковлев), убивший 300 лет назад в порыве ревности свою супругу (А. Рыбникова), вынужден скитаться призраком по родовому замку и пугать его жителей. Старинный замок Кентервиль на аукционе покупает богатый американский бизнесмен (засл. арт. В. Варлашов), который вместе с семьей переезжает туда жить. Дочь мистера Отиса Вирджиния (Е. Калашникова) влюбляется в местного библиотекаря (Е. Алешин), который хочет спасти от «варваров» старинную библиотеку Кентервилей. Призраки, умилившись молодыми, дарят им ожерелье ценой в несколько миллионов долларов, из-за которого в свое время произошла трагедия. Не веря в привидения, новый хозяин замка мистер Отис заботится только о коммерческой выгоде, которую может получить от поместья, устроив в нем гостиницу. Он настолько заинтересован в деньгах, что, даже убедившись в существовании призрака, делает все, чтобы тот работал на него. Однако, начав перестраивать замок под свои нужды, американец невольно наполовину снимает проклятие с призрака, когда находит его тело, замурованное в стену. И скелет сэра Кентервиля становится полноправным участником финала.

Спектакль очень хорошо и логично делится на две части как в художественном оформлении сцены, так и с музыкальной точки зрения. В первой — в декорациях старинного замка (выглядящих, впрочем, излишне условно и модерново) посреди оживающих портретов и доспехов происходит завязка, конфликт. Эту часть сопровождают барочные средневековые мелодии, символизируя викторианскую Англию. Вторая же часть, которую условно можно назвать «ремонт», проходит в атмосфере настоящей стройки, с «лесами» и бардаком. И здесь уже играет джаз как иллюстрация всего нового и американского. Стоит сказать, что музыка Владимира Баскина вообще очень хорошо легла на этот сюжет. Несмотря на намеренную облегченность, она доносит до рядового зрителя свою идею. Режиссер спектакля Василий Бархатов выступил сам и художником-постановщиком, постаравшись несколько осовременить спектакль, убрав из него всю готику, а художник по костюмам Ж. Усачева из Санкт-Петербурга и вовсе одела американцев в современную одежду, вручив им фотоаппараты.

Самым эффектным, как и полагается, выглядит финал. Скелет, найденный в застенках древнего замка, наряжают в розовое боа, обвешивают гирляндой и водят, как вокруг елки, хороводы. Такой постмодернистский ход, хотя и несколько зачеркивает пафос Уайльда, зато выглядит вполне в духе времени.