Старые новые трассы

Обходы Усолье-Сибирского и Тулуна — все ближе к воплощению в реальность. Торги по определению проектировщиков двух серьезных объектов проведены. Их выиграла казанская компания ЗАО «ТрансПроект», послужной список которой включает проекты дорог по всей стране. Для работы над обходами в Приангарье у компании еще два года, приступить к строительству планируется только в 2017-м. В 2015 же дорожникам предстоит отремонтировать 275 км федеральных трасс Приангарья (против 200 км в 2014-м), капитально отремонтировать — порядка 40 км, построить шесть участков дорог, в том числе последние 17 км гравийного разрыва в Нижнеудинском районе.

«К 2018 году мы должны довести состояние федеральных дорог в Иркутской области до нормативного, поручение президента об удвоении объемов строительства дорог также никто не отменял», — глава ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Олег Шандрук, рассказывая о предстоящих объемах работ, признается: «Я, честно говоря, уже прошу уменьшить объемы. 275 км (ремонта в 2015 году — АН) — это много. Это серьезная работа, дорожники начинают готовиться к следующему строительному сезону уже сейчас, как только мы отторговываемся. Ведь нужно заготовить огромные запасы стройматериалов».

Олег Шандрук
Глава ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Олег Шандрук

А готовиться действительно есть к чему. По предварительной программе на следующий год ведомству предстоит сдать порядка 275 км ремонта, 42 км — капитального ремонта, вести строительство сразу на шести дорожных объектах. Причем выполняться работы будут одновременно по трем направлениям: ликвидации гравийных разрывов, закрытию переездов через железную дорогу в одном уровне и строительство обходов городов.

Надо отметить, что по первому и второму пунктам следующий год обещает быть знаменательным для Иркутской области. Во-первых, должен быть ликвидирован последний 17-тикилометровый гравийный разрыв на М-53 (и тогда весь основной ход федеральных дорог, идущих через Прианагрье, будет целиком иметь вторую техническую категорию — АН). Во-вторых, в 2015 году должны начаться работы и над последними переходами через железную дорогу в одном уровне — речь идет о двух переходах на 1500-х километрах М-53 перед Тулуном. Уже выполняющееся строительство переходов на 96 км М-55 и на 1362 км М-53 также будет завершено к концу следующего года.

Планомерное развитие получает и тема строительства обходов городов. По Усолью-Сибирскому и Тулуну, которые первыми стоят в списке на сооружение объездной дороги, торги по определению проектировщиков уже проведены. Их выиграла казанская компания ЗАО «ТрансПроект», послужной список которой включает проекты по всей стране. Для работы над обходами у компании еще два года, приступить к строительству планируется только в 2017-м. При этом, как сообщил Олег Шандрук, в ходе аукциона цена контракта на проектирование была снижена на 20%. Сколько это в конкретной сумме, он пояснять не стал, но добавил, что этих средств хватит и на проектирование следующего обхода — через Куйтун.

«Мы уже направили письма в Росавтодор с просьбой перераспределить средства, полученные за счет экономии на торгах, на проектирование следующего обхода», — рассказал Олег Шандрук. Подробно останавливаться на будущем строительстве он также не стал, заметив только: если мы обычно строим 6-10 км дороги в год, то здесь стоит задача возведения с нуля порядка 90 км дороги (примерно по 45 км каждый из обходов Усолья-Сибирского и Тулуна) с мостами и переездами через железную дорогу.

Справка «АН»

На строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт сети федеральных дорог Иркутской области в 2014 году было выделено 7 млрд рублей. Руководство упрдор «Прибайкалье» подчеркивает: все деньги были направлены региону, экономические сложности на финансировании дорожной отрасли не сказались. Объем средств на следующий год пока неизвестен, ожидается, что окончательная цифра будет доведена до управления в декабре текущего года.

Ждет решения Росавтодора и еще один важнейший объект дорожного строительства Иркутской области — так называемый «тещин язык» на 47-55 км Култукского тракта. «Тещин язык нет смысла ремонтировать, его надо только перестраивать. Ну невозможно на этом радиусе в 18 м какие-то движения рулем делать», — говорит Олег Шандрук, поясняя: проект на строительство этого участка находится на рассмотрении в федеральном ведомстве и ждет включения в ФЦП «Дороги России».

В 2014 году на М-55, кстати, завершили расширение последнего возможного участка — 57-64 км. Дальше, опять же, только строительство. Напомним, в планах управления, кроме спрямления «тещиного языка», еще проекты строительства нового хода трассы в обход поселков Моты и Чистые ключи (протяженность участка 21 км), а также ликвидация серпантина на подъезде к Култуку (протяженность 3,5 км). Оба проекта сейчас находятся на государственной экспертизе. Пока же эти планы остаются только перспективой, упрдор «Прибайкалье» поддерживает состояние хотя бы действующей трассы в пригодном виде. Так, в 2015 году на М-55 все силы будут брошены на ремонт дороги с устройством верхних слоев из БМО смесей. «Но он кроме ровности дороги и качества сцепных свойств ничего нам не даст. Как за фурой тянулись, так и будем тянуться. Дальше надо только строить», — признает Олег Шандрук.

Огромный фронт работ запланирован и на трассе «Вилюй». Согласно поставленным задачам, уже через два года трасса Братск—Усть-Кут должна быть без гравия. Для ее выполнения необходимо сдавать ежегодно по 30-32 км. Большие планы и по участку Тулун—Братск: уже в следующем году в районе Покосного начнется капитальный ремонт.

Анна Смирнова