Сравнение покажет

Презентация программы развития Дорожной службы не спасла Андрей Кайдаша от угрозы увольнения
Губернатор Приангарья Сергей Ерощенко раскритиковал программу развития Дорожной службы Иркутской области, представленную на прошлой неделе директором предприятия Андреем Кайдашем. Обвинения главы региона в неэффективности работы областного предприятия подтвердил и представитель минстроя Приангарья, озвучивший, что рентабельность предприятия не превышает 1%, что вкупе с долгами ДСИО перед кредитными организациями в размере 612 млн рублей «грозит банкротством». Андрей Кайдаш в ответ заявил, что такие выпады напоминают рейдерский захват и предложил «поработать другому директору».

Андрей Кайдаш считает, что губернатор все-таки оценит эффективность его работы на посту главы дорожной службы. Фото Евгения Козырева

Информация о том, что дорожную отрасль региона ждет целый ряд увольнений, была озвучена еще на прошлой сессии заксобрания Иркутской области 17 октября. Тогда замминистра строительства Приангарья Валерий Донской заявил, что в ближайшее время будут уволены сразу трое руководителей этой сферы: директор ОГКУ «Дирекция автодорог» Евгений Липатов, генеральный директор Дорожной службы Иркутской области Андрей Кайдаш и сам господин Донской. Евгений Липатов действительно вскоре покинул свой пост, судьба же господина Кайдаша была неизвестна до последнего момента. Поставить точку как раз и должен был доклад на президиуме правительства региона.

Напомним, Сергей Ерощенко уже неоднократно высказывался с критикой в адрес руководства Дорожной службы Иркутской области. Среди основных претензий — низкая рентабельность деятельности предприятия и многочисленные жалобы со стороны муниципалитетов на невыполнение службой договорных обязательств. «Все мэры вас ругают. Если вы не исполняете договоры, значит, вы берете больше на себя обязательств, чем способны. Вы берете на себя большую нагрузку коллектива неэффективного, с низкой производительностью труда, с пьяницами, которые будут падать с техники, вы никогда не добьетесь рентабельности — это бесконечный процесс. Нужно сокращать коллектив, нужно оптимизировать работу. Финансировать низкорентабельный процесс из бюджета я не буду и никому не позволю», — резюмировал и в этот раз по итогам доклада Андрея Кайдаша глава области. Губернатора не убедили ни программа развития ДСИО, подготовленная «в течение двух с половиной дней всеми директорами с привлечением консультантов из Санкт-Петербурга», ни подробная презентация. «Эти слайды красивые, вы можете их еще 20 раз показывать — они только еще раз докажут правдивость моих слов», — заметил губернатор.

Добавил масла в огонь недоверия губернатора и докладчик от министерства строительства Иркутской области. Он рассказал, что «по поручению министра строительства Михаила Литвина» в Дорожной службе была проведена проверка. «Андрей Анатольевич всячески преграждал доступ к получению достоверной информации. Создалось впечатление, что Дорожная служба — это собственное предприятие Андрея Анатольевича: персонал запуган, вся информация дается только через директора», — заметил выступающий. Однако сделать выводы по эффективности деятельности предприятия проверяющие все-таки смогли — за 9 месяцев 2012 года при выручке в размере 2 млрд рублей чистая прибыль ДССИО составила лишь 15 млн. Рентабельность не превысила 1%. Главным недостатком в системе управления предприятием назвали отсутствие экономического и финансового планирования. Основным инструментом планирования на сегодня является составление движения денежных средств, к тому же очень короткое — всего на один месяц. «Буквально от зарплаты до зарплаты, но и этого не хватает — приходится регулярно брать в долг. Размер задолженности перед кредитными организациями на 1 ноября достиг 612 млн рублей, а при такой низкой рентабельности не понятно, откуда брать деньги на возвраты. Это грозит банкротством», — резюмировал выступающий.

Андрей Кайдаш, до этого подробно рассказывавший о благоприятной ситуации в ДСИО, которая после практически банкротства в 2009 году сейчас переживает «этап развития», еще попытался возразить, но, поняв, что это бесполезно, заявил, что такие выпады напоминают рейдерский захват и предложил оценить его работу в сравнении: «пусть поработает другой директор и все будет понятно». В свою очередь, как прокомментировал позже иркутским СМИ губернатор, — разгромная презентация Дорожной службы все еще не означает увольнения его директора. Сам Андрей Кайдаш на звонки не отвечает и комментариев по поводу своего ухода не дает.

Прямая речь

Глава ДСИО рассказал в презентации, что доля предприятия на региональном рынке в 2012 году составила всего 16%. Из 15,615 млрд рублей, разыгрывавшихся на аукционах в этой отрасли, дорожная служба выиграла контрактов всего на 2,564 млрд рублей. Остальные проценты распределились между более чем 80 частными компаниями, присутствующими на региональном рынке. При этом в наиболее рентабельном секторе — строительстве и реконструкции дорог — ДСИО выиграло только 4% торгов. Основной же объем заказов оказался в области содержания дорог. Андрей Кайдаш на звал этот вид работ крайне убыточным.

«Содержание принесло нам в 2012 году 156 млн рублей убытка. Частные компании на это направление не пойдут, если только цены не будут подняты в два-три раза», — подчеркнул глава ДСИО. По его словам, сейчас Иркутская область по объемам затрат на содержание 1 км дорог в год далеко отстала от федеральных показателей (в 3,4 раза), от Красноярского края (в 1,62 раза), от Бурятии (в 1,42 раза).

Среди проблем, которые необходимо решить для развития компании, Андрей Кайдаш назвал плохую техническую оснащенность ДСИО, «моральный и физический» износ асфальтобетонных заводов, позднее проведение торгов по дорожным работам. «Значительные финансовые вложения в оборудование дорожной службы проводились более 20 лет назад. Основная проблема сейчас — это АБЗ. Они близки по степени износа к 100% по всем показателям. Ржавые, коптящие. Необходимо в первую очередь в 2013 году провести реконструкцию заводов в Усть-Илимске, в Хребтовой (Нижнеилимский район), поселках Залари и Большая речка. Также мы предлагаем два мобильных АБЗ установить в Куйтуне и Усолье-Сибирском. До выпуска первой тонны асфальта потребуется порядка 246 дней, поэтому если мы принимаем решение сейчас, то первый асфальт сможем получить уже в июле. Промедление на один-два месяца грозит потерей целого строительного сезона», — отметил в своем выступлении Андрей Кайдаш.

По данным ДСИО, с 2009 года предприятие «вошло в положительный баланс». Рост чистой прибыли должен составить шесть-восемь раз. Это будет достигнуто благодаря окончанию лизинговых и уменьшению кредитных платежей.