Спонтанная кругосветка

Совершить кругосветку в возрасте 30 лет — такую смелую и амбициозную цель поставила себе иркутянка Анастасия Карнышова. Весной этого года она выиграла во всероссийском конкурсе право на участие в женской кругосветной мотоэкспедиции, что, казалось бы, являлось залогом успешного исполнения мечты. Но буквально за сутки до отъезда все поняли — многообещающая поездка отменяется. Анастасия не стала долго думать и мгновенно сменила направление парусов — отправилась в самостоятельную экспедицию, буквально наугад тыкая пальцем в глобус. О кругосветном опыте и любви к мотоциклам — в материале Al.

По мнению Анастасии, мотоцикл — это универсальный инструмент для осуществления самых разных желаний

«Я и байк — одно целое»

«Мы с моим Андрюшей объездили весь Байкал, пересекли пустыню Гоби в Монголии, а с его «братьями» путешествовали по Таиланду, Перу, Малайзии», — увлеченно перечисляет Анастасия. И вдруг, предвкушая эффект своих слов, эта элегантная девушка с алыми губами и прической в стиле ретро поясняет, что Андрюша — это не молодой человек, а… 125-кубовый мотоцикл Yamaha.

Анастасия, бухгалтер по профессии, увлеклась мотоциклами спонтанно и неожиданно. «Когда одна моя подруга приобрела мотоцикл, я сначала крутила пальцем у виска. А потом приехала на смотрины, попробовала прокатиться, — и через неделю купила себе точно такую же модель (через три года на байк сел и младший брат Анастасии Алексей — Al).

Следование концепции «я и байк — одно целое» в некоторых ситуациях является залогом успешного вождения и личной безопасности. Буквально спустя пару месяцев после получения прав Анастасия отправилась в Монголию — с большими амбициями и пробегом на мотоцикле всего 400 км. Первая встреча с песком закончилась падением. Поскольку мотоциклистка была не в силах остановить своего железного коня, ее в перевернутом состоянии протащило около 12 метров по песчаной дороге. Но такая неудача, вселившая страх перед непобедимыми песчаными дюнами, не остановила путешественницу — уже через несколько лет она в одиночку проехала всю пустыню Гоби. «Чтобы передвигаться по песку, нужно освоить мастерство балансировки — это отлично получается у велосипедистов, знающих об этом понятии не понаслышке. С байком же все гораздо сложнее. На мой взгляд, все мотоциклисты делятся на два вида: тех, кто уже падал, и тех, кто еще упадет. И это неизбежно на особо сложных участках — песке, глине, болоте, снеге», — говорит она.

Первая встреча с песком закончилась падением. Поскольку мотоциклистка была не в силах остановить своего железного коня, ее в перевернутом состоянии протащило около 12 метров по песчаной дороге. Но такая неудача, вселившая страх перед непобедимыми песчаными дюнами, не остановила путешественницу — уже через несколько лет она в одиночку проехала всю пустыню Гоби.

По мнению Анастасии, мотоцикл — это универсальный инструмент для осуществления самых разных желаний. «Все люди, севшие за руль байка, через некоторое время осознают, что им больше всего по душе: длительные путешествия, поездки по бездорожью, соревнования, мототриал или что-то другое. В соответствии с собственными склонностями и нужно выбирать наиболее подходящий тебе класс мотоцикла. У меня нет зависимости от адреналина. Я не люблю большие скорости, так как после 150 км/ч «картинка» никак не меняется. Байк для меня — это прежде всего средство передвижения, позволяющее созерцать окружающее пространство. Ощутив все прелести передвижения на мотоцикле, я уже никогда не пересяду на какой-то другой вид транспорта — все-таки передвижение на байке значительно обостряет все чувства и эмоции».

Одной ногой на Южном, другой — на Северном полушарии

В начале этого года Анастасия Карнышова подала заявку на общероссийский конкурс женской кругосветной экспедиции MotoPeople WORLDWOMAN Tour. Ее ролик, в котором она беззаботно ездит по байкальскому льду, получил «лайки» от 12 тыс. интернет-пользователей. За такой масштабной поддержкой от совершенно незнакомых, но близких по духу людей последовала победа в конкурсе (в нем принимали участие девушки со всей России). Поэтому Анастасия морально и физически готовилась к кругосветной экспедиции, где три отобранные претендентки должны были проехать на мотоцикле более 27. тыс. км, побывать в восьми странах мира, посетить культовые для байкеров места, познакомиться со знаменитыми спортсменами и путешественниками. Прибыв в назначенную дату в Москву, она, как и другие участницы команды женской кругосветки, заподозрила что-то неладное. Организатор мероприятия все время увиливал от всех вопросов, а накануне старта объявил об отказе главного спонсора финансировать данный проект. После такого поворота событий все участницы разъехались по домам. Анастасия же, в загранпаспорте которой уже были проставлены все необходимые визы, решила отправиться в самостоятельное кругосветное путешествие.

«После эпопеи с мотокругосветкой и всех несбывшихся ожиданий было самое время обидеться на все мироздание. Но потом вдруг изменила отношение к ситуации, вспомнив, что все мои самые удачные и важные поездки совершались после внезапно возникшей мысли: «Пофиг на все, поеду!» И вот я решила без подготовки и спонтанно, не возвращаясь в Иркутск, построить маршрут по любимому методу — наугад тыкать пальцем в глобус, — вспоминает Анастасия. — Единственное, огорчало, что я не могла взять с собой «Андрюшу». Дело в том, что средний бюджет кругосветки на мотоцикле составляет 100-130 тыс. долларов; одна лишь перевозка байка за Атлантический океан обошлась бы мне примерно в 6,5 тыс. долларов. Совершить такую поездку без спонсоров практически невозможно. Я же потратила на свою мечту всего 350 тыс. рублей. И это с учетом того, что около 100 тыс. у меня ушло на авиабилеты — если бы я не покупала их в последний момент, сумма бы значительно уменьшилась».

Анастасия хотела совершить не просто поездку по всем интересующим ее странам (всего она за три месяца посетила 19 государств), а именно кругосветку. Все современные требования к кругосветной экспедиции (маршрут должен проходить как в Северном, так и в Южном полушариях, его общая протяженность должна превышать длину экватора — более 40 тыс. км, начать и закончить нужно в одной и той же точке, необходимо дважды пересечь экватор и пересечь все меридианы) были полностью соблюдены. Анастасия своего рода перфекционист, и мысленно поставить галочку «совершила кругосветку» в блокноте своих достижений было для нее принципиально.

Во всем остальном — импровизация и приятная спонтанность. При выборе стран иркутская путешественница руководствовалась необычным принципом: останавливалась преимущественно в тех местах, которые мечтала увидеть еще в детстве. Например, в Австрию девушка заглянула по двум «примитивным» причинам — попробовать торт Захер и посетить национальную библиотеку. Третье желание — поучаствовать в рождественском бале — естественно, не могло осуществиться в августе, зато первые радости отлично скрасили пребывание в этой стране.

Вдоволь насладившись сказочной комфортной жизнью в европейских странах (Дании, Германии, Польше, Чехии, Австрии, Голландии, Бельгии, Люксембурге, Франции и Испании), Анастасия отправилась в жаркую и неожиданную Латинскую Америку. Постоять одной ногой на Северном, а другой на Южном полушарии в Эквадоре и посмотреть на китов в маленьком рыбацком городе этой страны, посетить древний город инков Куско и навестить свою давнюю подругу-шаманку в Перу, насладиться колумбийской кухней, где все в меру, и посетить единственный в мире музей золота в Боготе — путешествие Анастасии было весьма насыщенным и разнообразным.

Но наиболее значимым пунктом всей поездки стал остров Пасхи. «Это не только одна из самых удаленных точек мира (до нее пришлось преодолевать на самолете 4 тыс. км из Сантьяго), но и таинственное место силы. По известным на сегодняшний момент данным, раньше здесь проживало около 150-200 человек. Вопрос, как они создавали и переносили статуи Моаи, весящие до 90 тонн, на острове, где не было ни деревьев, ни лошадей, так и остается великой загадкой современности. Кстати, даже в музее не могут точно сказать, сколько статуй на острове — размах составляет от 300 до 1000 штук, — рассказывает иркутская путешественница. — На острове я испытала очень необычные эмоции: первую половину дня мне хотелось плакать, а вторую — смеяться. И, несмотря на спектр пережитых чувств, я ощущала безграничное счастье. Местные показались мне очень радушными доброжелательными людьми. Они никуда не торопятся — в ресторане можно ждать свой заказ полтора-два часа. Менталитет жителей острова отражает и их рапануйский язык (любопытно, что слова здесь произносятся нараспев) — такая фраза, как «Я ушел в глубокое постижение своего внутреннего космоса» может вполне использоваться в обыденной жизни. Есть теория, что рапануйцы знают все о мироздании, но молчат. После знакомства с ними кажется, что так оно и есть».

Дорожное движение как тест на воображение

В ходе кругосветного путешествия и предыдущих поездок Анастасия убедилась, что менталитет жителей разных стран играет определенную роль в дорожной обстановке и преобладании на улицах того или иного вида транспорта. В жаркой динамичной Азии большая часть людей резво разъезжает на мотоциклах, в тесной спокойной Европе — на эдаких «креветках» — автомобилях с малокубатурными двигателями и велосипедах. В Латинской Америке особой популярностью пользуются стилизованные мотоциклы. Любопытно, что на Кубе и в Камбодже отсутствует общественный транспорт — вместо привычных автобусов и троллейбусов все ездят на вело- и моторикшах.

«Сложнее всего во время путешествий передвигаться по странам Азии и Латинской Америки. Однажды я на мотоцикле затормозила на светофоре в Улан-Баторе, и находившиеся рядом водители чуть было не закатали меня в асфальт — по их логике, незачем останавливаться при таком насыщенном потоке транспорта, если нет пешеходов. В Индии водители сообщают о своих маневрах взмахами рук, а в государствах Южной Америки — звуковыми сигналами. Попробуй понять, что среднестатистический латиноамериканец имеет в виду — хочет он повернуть, остановиться или что-то другое. Передвижение по Латинской Америке — это вообще словно тест на воображение. Люди здесь ездят со своей особой логикой, и можно только догадываться, чему их обучают два с лишним месяца в автошколах», — рассказывает Анастасия.

Чтобы комфортно путешествовать в разных странах, нужно иметь представление, где какой транспортной системой лучше всего пользоваться. Например, по Европе удобнее и дешевле передвигаться на поездах, а в Латинской Америке — на рейсовых комфортабельных автобусах с кроватями и туалетами. Правда, во время поездок никто не застрахован и от непредвиденных ситуаций. Во время трехдневного пути из Сантьяго (Чили) в Куско (Перу) на последнем участке дороги Анастасию ждал неприятный сюрприз — горный перевал завалило снегом (во время путешествия иркутской мотоциклистки за экватором была зима). «Водитель автобуса, расслабленный мужчина, быстро абстрагировался от ситуации: остановился, перекусил и достал одеяло, чтобы лечь спать. На недоуменные вопросы пассажиров он спокойно сообщил, что мы никуда не поедем, пока не растает снег. «Зимняя резина?» — спрашиваем мы. «Нет, не слышал». В результате вместо положенных восьми часов мы добирались до Куско целые сутки. Находиться 16 часов на непривычной высоте было серьезным испытанием — почти всех пассажиров настигла горная болезнь. Честно говоря, было так плохо, что я уже хотела идти до нужного места пешком! Когда один из самых продолжительных дней в моей жизни закончился, я с облегчением вздохнула. Так что путешествия — это не только радости, но и испытание на прочность».