Спецтехника отъехала на второй план

Иркутская область — промышленный регион. Разработка месторождений, добыча нефти, золота, угля и других полезных ископаемых, лесозаготовка — все это направления работы, которые вносят солидный вклад в экономику области. Жилищное и дорожное строительство также является весьма значимым для Приангарья. Все эти виды деятельности объединяет одно: их развитие невозможно без использования спецтехники. Однако сейчас рынок спецтехники переживает не лучшие времена: в связи с кризисом падение объемов продаж у некоторых компаний достигло 90%, благополучно себя чувствуют только некоторые компании, которые работают с б/у экземплярами. Рынок застыл в ожидании долгосрочных контрактов.

По функциональности китайские бульдозеры, погрузчики, краны, экскаваторы хоть и проигрывают своим западным конкурентам, но выигрывают у российских аналогов с запасом.

Видовое разнообразие

В Иркутской области представлены дилеры основных брендов, которые занимаются производством различных узкоспециализированных автомобилей: Caterpillar (специализируется на производстве строительной и дорожной техники, а также техники для горной добычи и подземных работ), Scania (помимо грузовых машин и туристических автобусов, компания занимается производством горнодобывающей и строительной техники), John Deere (лесозаготовительная и дорожно-строительная техника), Komatsu, XCMG и других. По оценке Вадима Белинского, генерального директора компании ДСТС в Иркутске, официальных дилеров, которые несут на себе весь груз ответственности за проданную технику, имеют склады для хранения запасных частей, обученные сервисные бригады, в городе порядка 20. Остальные игроки рынка — это перекупщики, которые после продажи машины не следят за ее судьбой.

Наибольшим спросом спецтехника пользуется у дорожно-строительных и лесозаготовительных компаний и предприятий, чья деятельность связана с сельским и коммунальным хозяйством, энергетикой. Приобретают технику и фирмы, занимающиеся разработками месторождений полезных ископаемых и золотодобычей, правда, в существенно меньших количествах. Большую роль играет в продаже спецтехники и такой фактор, как сезонность: осень и весна являются «горячими» временами года; летом и зимой, как правило, происходит некий застой.

Китаец против всех

На рынке представлены несколько основных производителей спецтехники. Помимо компаний из России и ближнего зарубежья — например, белорусского широко известного бренда БеЛАЗ — хорошо себя зарекомендовали американские и европейские компании. С ними с переменным успехом, но все более успешно конкурируют китайские производители.

Из-за кризиса многие предприятия стали банкротиться — особенно это касается тех, кто работал на государственных подрядах. На рынок вышло сразу много предложений. Но цена завышенная: продавцы выставляют технику, купленную с курсом доллара 35 рублей, по нынешнему курсу, чтобы вернуть свои затраты в полном объеме. Покупатели же по такой цене брать не хотят. Поэтому в целом рынок сейчас встал.

С «американцами» понятно — есть легендарные модели, которые работают по 30-40 лет и до сих пор, даже несмотря на моральное устаревание, приносят пользу своим владельцам.

Китайская спецтехника стала набирать популярность в России относительно недавно. Например, бум на китайские самосвалы Howo, DongFeng, FAW и другие стартовал в 2006-2007 годах, когда начался экономический спад и строительная отрасль попыталась искать способы экономить. Сэкономить на китайской технике действительно можно: ее главное конкурентное преимущество — цена. Стоимость «китайцев» значительно ниже по сравнению с аналогами из Европы или США, разница может быть двукратной и даже трехкратной. Соответственно, страхование и техническое обслуживание в этом случае также может быть более выгодным, говорят эксперты. При этом по функциональности китайские бульдозеры, погрузчики, краны, экскаваторы хоть и проигрывают своим западным конкурентам, но выигрывают у российских аналогов с запасом. Что касается качества, то китайские компании постоянно следят за обновлениями конкурентов и современными технологиями и стараются модернизировать свои предложения по последнему слову техники. Однако на надежность покупатели жалуются. Поэтому приобретение такой техники возможно только через официальных дилеров — таким образом можно минимизировать риски при появлении проблем.

Вторичный рынок растет, новый падает

Спецтехника для любой отрасли — дело недешевое. Поэтому помимо рынка новых машин в регионе активно развивается и вторичный рынок, где можно приобрести технику, бывшую в употреблении. Чаще всего малый и средний бизнес скупает машины, которые распродают крупные частные или государственные компании. В Иркутской области сформировались два центра, где многие игроки так работают: в Бодайбинском районе вторичным рынком активно пользуются золотодобытчики, а в Усть-Илимском, Братском и Нижнеилимском районах — лесозаготовители.

Компании не любят распространяться о покупке спецтехники, бывшей в употреблении — из-за солидной разницы в ценах прорваться на аукционы, где она продается, сложно, это весьма закрытый рынок. Сейчас ситуация на нем для потенциальных покупателей сложилась непростая: предложения есть, однако цена завышенная. «Из-за кризиса многие предприятия стали банкротиться — особенно это касается тех, кто работал на государственных подрядах: часть контрактов была отложена на неопределенный срок, некоторые, уже выполненные, долгое время не оплачиваются. В целом по ряду промышленных отраслей перекрыли госфинансирование, поэтому компании начинают распродавать имущество, в том числе и спецтехнику, — рассказывает источник SR в одной из промышленных компаний. — На рынок вышло сразу много предложений. Но цена завышенная: продавцы выставляют технику, купленную с курсом доллара 35 рублей, по нынешнему курсу, чтобы вернуть свои затраты в полном объеме. Покупатели же по такой цене брать не хотят. Поэтому в целом рынок сейчас встал».

Дешевизна техники с вторичного рынка — ее главное преимущество. По сравнению с новыми аналогами можно сэкономить до 50% в зависимости от амортизации машины. Но по следам экономии идут и риски: если купленный экскаватор сломается, на него не будет распространяться гарантийное обслуживание от официального поставщика марки.

Эксперты уверены, что игра стоит свеч, и в такой ситуации предприятию надо вести плановую экономику: например, точно известно, что бульдозер Komatsu за сезон «съест» два комплекта гусениц, поэтому с начала года эти расходники обязательно должны храниться на складе, чтобы на их доставку не уходило много времени. Но от внеплановых поломок таким образом не убережешься, поэтому риски простоя довольно высоки.

В дорожно-строительной отрасли сегодня ситуация другая. «Рынок техники б/у существует, и сейчас он очень актуален. В основном техника идет на рынок либо из лизинговых компаний и банков, куда была изъята, либо ее распродают компании, у которых сейчас нет подрядов и они не хотят технику содержать», — объясняет Вадим Белинский. Кроме этого, на рынке работают компании, которые изначально специализируются на вторичной технике. Они сейчас ощущают приток клиентов — по словам руководителя отдела продаж компании «ВТБ Байкал» Ильи Гамзулина, они ощущают подъем спроса, несмотря на то что цены на спецтехнику выросли на 20-30%. Возможно, в этой магии цифр и кроется секрет: новая спецтехника напрямую зависит от курса валют, поэтому она подорожала вдвое.

По оценке Вадима Белинского, общая ситуация на рынке неблагоприятная: спецтехника очень чутко реагирует на положение в основных отраслях экономики и затухает, если они не развиваются. «Нам мешает развиваться отсутствие серьезных госконтрактов. Нет планов на будущее, поэтому рынок и встал, — уверен эксперт. — И это не только в Иркутской области. Сложности есть у филиалов компании в Москве, Сургуте, Благовещенске, других городах. Мы остро реагируем на кризис в экономике, падение продаж достигло 90%».