Spar развернется в регионах

Нидерландский ритейлер до 2022 года планирует открыть в Сибири 30 магазинов
Голландская розничная сеть Spar возвращается за Урал. Накануне в Омске первый супермаркет под этим брендом открыл региональный партнер сети ритейлер Виктор Шкуренко. В зоне интересов Spar также Новосибирская область, Бурятия и Забайкальский край. Расширение сети планируется в Томской области. До конца 2022 года компания намерена открыть за Уралом до 30 новых магазинов по лицензионным договорам. Эксперты отмечают, что Spar выходит на высококонкурентный рынок. В этих условиях компания может делать ставку только на уникальный формат.

Spar выходит за Уралом на высококонкурентный рынок.

Голландская розничная сеть Spar вновь разворачивается за Уралом. Компания выдала лицензию на развитие магазинов под своим брендом омской компании ООО «Спар-Омск». По данным «Спарк-Интерфакс», его единственным владельцем является Виктор Шкуренко — совладелец группы «ТД „Шкуренко“» (развивает сеть сельских гипермаркетов «Низкоцен», продуктовых магазинов «Победа»). Открытие первого в Омске супермаркета Eurospar состоялось вчера. Площадь магазина составила 2 тыс. кв. м. Совладелец группы Виктор Шкуренко не стал комментировать планы по развитию бренда Spar в Омске, отметив, что пока речь идет об одном магазине. В Spar Russia уточнили, что первоначальная лицензия заключается с региональным партнером на три года. В дальнейшем при достижении целей лицензии, открытии нужного количества точек она продлевается бессрочно. Стоимость лицензии не раскрывается. Инвестиции в открытие одного магазина в зависимости от его формата в готовом помещении составляют от 20 тыс. руб. до 100 тыс. руб. за кв. м.

Как рассказал „Ъ“ генеральный директор Spar Russia B.V. Сергей Локтев, в ближайшие три года под брендом Spar за Уралом планируется открытие до 30 магазинов, в 2019 году — до 10 магазинов с учетом развития сети в Омске и Томске. В настоящее время в Томске под брендом Spar работают три магазина ООО «Спар-Томск». По данным «СПАРК-Интерфакс», компания обладает также правом пользования ТМ «„Абрикос“ универсам», в Томске сеть универсамов «Абрикос» развивает ГК «Лама». «До конца года планируется открытие еще нескольких магазинов в Томской области»,— рассказал господин Локтев. Он отметил, что Spar Russia нацелена на развитие в каждом субъекте России: «За Уралом сегодня нашими приоритетными направлениями являются Новосибирская область, Забайкальский край, Бурятия. Другое дело, что не всегда в интересных нам регионах есть подходящие кандидаты для получения лицензии Spar». По словам Сергея Локтева, как правило, лицензиаты — региональные компании с опытом управления розницей, они имеют уже сложившуюся сеть магазинов (не менее 30), часть из которых находится в собственности, а годовой оборот сети — от 3 млрд руб.

До 2015 года, как сообщали СМИ, магазины сети Spar работали в Красноярском крае (бренд развивала ГК «Каравай»), в Тюмени (ООО «Партнермаркет»), в Кузбассе (группа «Система регионмарт»). В Иркутской области магазины Spar (группа «Кентавр») закрылись в 2017 году.

«К сожалению, кризисный период 2014–2015 годов, когда произошла дестабилизации банковской системы, больно ударил по предпринимательской активности в регионах. В сфере ритейла произошло падение продаж, банкротство ряда торговых сетей. Наше развитие в Сибири на тот момент было приостановлено. Однако мы никогда не оставляли цель усилить свои позиции в Сибири. Сейчас появились достойные кандидаты на получение лицензии, которые смогли доказать, что могут успешно развивать наш бренд»,— рассказал Сергей Локтев.

По оценкам экспертов, под требования Spar подходят региональные сети «Ярче» (томской «КДВ групп»), «Мария-Ра», «Горожанка» (холдинг «Сибирский гигант») и ряд других.

Генеральный директор ООО «Торговый двор „Аникс“» Юрий Никитин рассказал, что компания не рассматривает возможность развиваться под федеральным брендом: «Конкуренция на рынке нарастает, но переход под чей-либо бренд сегодня не считаем целесообразным. Мы думаем, что это не добавит лояльности нашим покупателям». ТД «Аникс», подписавший в 2013 году соглашение со Spar по развитию бренда на Алтае, отказался от него в 2015 году. «В период сотрудничества произошел финансовый кризис, резко подорожали кредиты с 8 до 16%, снизилась платежеспособность населения. В этих условиях реализовывать программу развития мы посчитали слишком рискованно»,— пояснил господин Никитин.

Сегодня Сибирь «укомплектована» федеральными и региональными сетями, Spar выходит на высококонкурентный рынок, отмечают эксперты. По их оценкам, в Сибири очень развит сегмент супермаркетов: «Лента», «Мегас», «Горожанка» — все они могут составить конкуренцию Spar. Очевидно, что развитие сети в СФО будет преследовать не массовое создание торговых точек, как это уже сделали региональные и федеральные конкуренты, а создание уникального для местного населения формата, говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «Открытие 30 магазинов за 3 года — осторожный подход для закрепления на рынке и сохранения позиции в определенной нише»,— считает он. Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что планы Spar в Сибири адекватны возможностям франчайзинговых партнеров: «Как правило, франчайзи Spar сначала открывают новые объекты под голландским брендом, а затем постепенно переводят часть действующих объектов под бренд Spar, что позволяет повысить их эффективность и плотность продаж (как правило, не менее чем на 20%)».

По данным «INFOLine-Аналитика», на март 2019 года в России под брендом SPAR работают 558 торговых объектов. Их общая торговая площадь — около 449,6 тыс. кв. м. В 2018 году количество объектов сети увеличилось на 91. Выручка компании в 2018 году составила 125 млрд руб. (+27,8% к 2017 году).

Оксана Павлова