Современная графика Японии

на выставке в художественном музее
Выставка современной японской графики продолжает свою работу в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева. Около 60 работ одиннадцати художников, представленных в небольшом выставочном зале, вмещают в себя все многообразие техник современной графики — самого традиционного вида изобразительного искусства для Страны восходящего солнца. При этом зрителям предоставлена возможность увидеть, как трансформировалось это искусство в начале XXI века.

В работах японских художников можно проследить виртуозное сочетание традиционных национальных мотивов с приемами современного европейского искусства.

Все авторы, представленные в экспозиции, сегодня известны далеко за пределами родной Японии и постоянно участвуют в различных крупных выставках, фестивалях, биеннале и триеннале графики Европы, Америки и стран Востока. Творчество Коуичи Китамуры, Такеши Сайто, Хироаки Мияямы, Кацунори Хаманиши, Дзюнко Мацусимы неоднократно отмечалось самыми высокими призами, а их графические листы украшают коллекции таких знаменитых музеев, как «Метрополитен» и Музей современного искусства в Нью-Йорке, Британский музей в Лондоне, Музей современного искусства в Токио, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музей Востока в Москве и др.

Любопытно вглядываться в эти работы, отмечая для себя, как мастера умудряются органично сочетать восточное мировосприятие и современный западный взгляд на мировое искусство, смешивать традиционную японскую технику каллиграфии с приемами европейских мастеров. В целом ряде работ можно проследить, как виртуозно некоторые из авторов облекают традиционное содержание в авангардные формы или придают современное звучание вечным темам японского искусства. Так, например, в серии работ Юдзи Хирацуки, выполненных в технике шин-колле (при создании произведения используется принцип коллажа, позволяя автору ввести дополнительные цвета, текстуры и образы), заметно влияние западно-европейской экспрессионистской живописи ХХ века, но при этом сохранен традиционный японский колорит и сюжетность массовой городской гравюры укие-э, известной в Японии еще с XVI века. Или, например, работа Сэйко Кавати «Полет! Над Хокусаем», переосмысляющая классическое произведение Хокусая «Большая волна в Канагаве» едва ли не в постмодернистском ключе.

Выставка стала возможна благодаря сотрудничеству иркутского музея с Московской биеннале современного искусства и ее генеральным директором Андреем Мартыновым, который неоднократно переправлял в Иркутск интересные экспозиции из разных стран. В частности, в этом же здании совсем недавно в течение месяца работала выставка современной графики североамериканских индейцев. А вот японское искусство демонстрируется иркутскому зрителю уже не в первый раз. При содействии того же Андрея Мартынова и Японского института культуры (Москва) в августе-сентябре прошлого года в этих стенах побывала выставка гравюр известного художника Хироаки Мияямы, графически трактующая классический роман «Повесть о Гэндзи».

В нынешней экспозиции Мияяма также является одним из центральных авторов. Организованная им еще в 1987 году негосударственная ассоциация художников Японии Printsaurus объединяет всех авторов, представленных на выставке. Сам же господин Мияяма в этот раз демонстрирует серию работ, выполненных в сложнейшей технике цветного офорта, отпечатанного на тончайшей золотой и серебряной фольге. Среди других авторов — старейший член ассоциации профессор Тадаеси Накабаяси, мастер офорта глубокого травления; Кацунори Хаманиши, работающий в технике меццо-тинто; Ясуюки Уэда (монотипия), Такеши Сайто (сложная комбинированная техника офорта с использованием коллографии), Дзюнко Мацусима (литография).

«Все графические работы отличаются филигранным мастерством исполнения, тонкостью сюжетов, чаще всего развивающих заложенную в японской культуре любовь к окружающей их природе, — отмечает заместитель директора по научной части Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева Татьяна Огородникова. — Для японской графики характерна тонкая грань, где сочетаются искусство созерцания, философия размышления и стойкость духа. Здесь наиболее ярко воплотился и основной принцип японского искусства — гармония, которая понимается как внутреннее равновесие всех начал. Японец осмысливает себя как часть окружающего мира. Поэтому неудивительно, что японское искусство отличается спокойной созерцательностью, мягкостью линий и верностью традициям».

Впрочем, наиболее интересными на выставке оказываются работы, которые все-таки выбиваются из многовековой традиции. Беря ее за основу, они как будто взрывают ее изнутри. Так, мы видим филигранно выписанные стебли травы в работе Дзюнко Мацусимы (единственной женщины в мужском авторском коллективе этой выставки), которые соседствуют с кляксовидными потеками чернил. Сочетание этих приемов на одном листе дает потрясающий эффект. Графика художницы сочетает в себе стилистический аскетизм и тонкий лиризм.

Антон Кокин