Советы про «загород» для женщин

Обманчиво пустынна деревенская улица. За поворотом, помимо вездесущих собак, может оказаться и кто-то покрупнее: пузатая корова, конная повозка или пьяный тракторист Иваныч. Фото Ольги Кокориной

Весна — прекрасное, но немного противное время года. Это пора, когда вырастают не только первые цветочки, но и ямы на дорогах. Это время, когда стартует период пикников, и, соответственно, начинается активная езда по трассе. Это период, когда теплая погода и яркое солнце призывают к активности — и за рулем в том числе. Вот несколько советов для новичков, которые дают опытные водители по поводу загородных поездок.

Обгоняй, но проверяй

Поскольку трасса кишит жизнью в самых разных ее проявлениях, нужно соблюдать осторожность и предусмотрительность при маневрах. Напомним правила обгона. Мало того, что лишение прав вам грозит при пересечении сплошной линии, так более страшной угрозой являются те, кто едет навстречу. Прежде чем оставить за кормой попутное транспортное средство, которое едет со скоростью явно ниже вашей, учтите все. Во-первых, далеко не все до сих пор включают ближний свет фар, ограничиваясь габаритами либо — другая крайность! — дальним светом. Вы наверняка уже заметили, что дальний слепит даже днем, и сами не ездите с ним, хотя при ярком свете сложнее контролировать бледный синий значок дальнего на панели, его попросту не видно. Во-вторых, нужно оценить и еще несколько факторов.

Итак, обгон. И обгон нужен. Впередиидущий движется слишком медленно, вскоре населенного пункта не будет. А если есть? Представьте, вы разгоните машину, а придется тормозить до 60 км/ч, положенных в городах и селах. Тот, кого вы обогнали, вряд ли будет в восторге от демонстрации такой рваной манеры езды у него перед носом. Он скажет что-то вроде: «Бабы! Понапокупали прав!» Давайте не будем давать повод обругать наш пол. Еще посмотрите, нет ли знака «Обгон запрещен», «Ограничение скорости», «Дорожные работы». По-весеннему разбитая грузовиками трасса сейчас — как грибной лес в августе. Ямы и выдавлины (холмики из камней, которые выдавливаются колесами фур сквозь слой асфальта в межсезонье) растут как грибы, и очень печально может закончиться наезд на такую ловушку! Особенно плохо, когда вы набрали скорость для обгона, да еще и лишены возможности маневрировать, имея в распоряжении одну лишь полосу, да и ту встречную. Убедитесь, что ничто не ограничивает видимость — нет закрытых поворотов, горок, понижений рельефа и прочих вещей.

Надо заметить, что вышеупомянутый анализ проходит у опытных водителей очень быстро и автоматом.

Для новичков же мы продолжим занудствовать. Обязательно убедитесь, что вас уже не обгоняет кто-то. Ради безопасности, если сзади идущая машина пошла обгонять вас, вы не имеете права начинать аналогичный маневр, пока она не вернется на свою полосу. Двойной обгон — вдвоем объезжать один объект, идя хвост в хвост — делать категорически нельзя! Если водитель передней машины что-то недоглядел — а как можно доверять тому, чей уровень вождения неизвестен — то он успеет уйти на свою полосу, а вы, возможно, нет. А водитель на встречке никак не рассчитывает на второе транспортное средство.

Никогда не приближайтесь к обгоняемому вплотную — особенно это касается крупных и непрозрачных объектов типа фур, автобусов и прочих гигантов. Прижаться к грузовику — значит лишить себя обзора совершенно. Заранее высуньтесь на встречку, убедитесь, что впереди чисто, врубайте левый поворотник — и вперед! На механике можно переключить передачу ниже, чтобы получить больше тяги от мотора. Главное — безопасность маневра, поэтому чем меньше времени вы находитесь на полосе встречного движения и чем быстрее вы ее покинете, тем лучше. Но и не стоит сразу кидаться под колеса того, кого вы только что обогнали, вы должны увидеть его целиком в своем правом зеркале.

Если же речь идет о ситуации, когда вдруг, «в чистом поле из-за угла» на встречке оказался «Крузак», то тут, понятное дело, уже не до вежливостей — уходите срочно на свой ряд. Потом уже тянитесь к поворотнику, чтобы его отключить. В самом крайнем случае уходите в кювет, причем не давите тормоз намертво, чтобы меньше заваливать морду, а с газом вы, может быть даже, и сможете вернуться на дорогу, все зависит от кювета. Тем более давите газ, если вы одной стороной вышли на обочину, так вы сохраняете шансы вытащить машину вперед, на асфальт.

Ну, а если встречный вылез в лоб вам, а вы на своей полосе едете мирно, но ситуация не критичная, не отвлекайтесь на истеричное моргание фарами, бибикание — теперь-то он вас и так видит. И пожалел, что выскочил. Притормозите сразу и прижмитесь вправо, к обочине.

Сельские нравы

Движение по самим селам — и их окрестностям тоже — отдельная песня. Есть особенности, о которых хотелось бы напомнить. Например, о том, что в селе плохие дороги, там много животных разных видов и пород, а сами деревенские жители ездят несколько своеобразно. Например, они выросли вместе с гаишниками (если в селе случайно водятся такие экзотические для этих мест люди), дружат с ними и правила нарушают очень смело. Нетрезвыми ездит больше половины народа в деревне, начиная с вечера пятницы и по всем народным праздникам, главный из которых — День граненого стакана. Угадать его празднование городскому нельзя.

У некоторых селян есть манера ехать по центру дороги. Чтобы такого короля обогнать, подъезжаем поближе, включаем левый поворотник и бибикаем. Моргать фарами обычно бесполезно — потому что зеркалами надо уметь пользоваться, а в деревне такого навыка нет, зеркала там на фиг не нужны. Говорю не из стеба, а как человек, который три месяца в году живет в самой настоящей деревне. Поэтому привычки крестьян автору известны не понаслышке. Есть у сельских еще прикол: встать посреди дороги вдвоем, перекрыв обе полосы — надо же пообщаться, тут нет социальных сетей и «асек». Есть привычка не включать поворотник — ведь все и так знают, где живет Колька и куда всегда сворачивает его синяя «шестерка«! А деревенские пешеходы двигаются очень странно — спиной к транспорту по обочине попутного направления! Ну, и есть действительно страшная категория сельских водителей. Это дедушки, которые всю жизнь провели за отечественным транспортом, а на старости купили или получили от детей праворульную японочку. Так вот, привычка находиться близко к осевой линии проезжей части у дедушек осталась, она вытравлена в их мозгу 50-летней практикой. А что при этом полмашины находится на встречке, осознать эти пожилые камикадзе не в силах. Способ борьбы один — прижаться вправо и пропустить.

Животных трудно бывает объехать — если это стадо коров, которые твердо знают, что главная — всегда у них. Но если взрослые животные двигаются более-менее организованно, иногда восхитительно четкой колонной строго по обочине, то молодняк — непредсказуем и импульсивен. Телята, жеребята и прочие четырехногие детки играют друг с другом и могут ломануться прямо на машину или под нее — примерно как дети человеческие. В темноте скот особенно опасен. Заметить не оборудованную отражателями корову темной масти не так просто, а вот увидеть ее в свете встречных фар и вовсе невозможно. Лошади, умные и прекрасные животные, вообще ловят луч и кидаются прямо на машину, лишая себя и ее жизни.

Мелкие объекты типа собак, кошек и лис не так страшны для автомобиля. Но задавить любую зверушку очень неприятно. Поэтому следует соблюдать 40 км/ч в селе или ехать еще медленнее — если местность совсем уж дикая, с непугаными обитателями. Собаки обычно адекватно реагируют на машину. Некоторые спокойно останавливаются и пропускают автомобиль, затем пересекают дорогу. Некоторые — наоборот, с громким лаем кидаются наперерез. Бывают старые и глухие собаки, которые действительно не слышат двигатель! Получив под зад бампером, четвероногие пенсионеры искренне пугаются и неуклюже шарахаются. Их выдает сгорбленная спина и нетвердая медленная поступь. Кошки могут отреагировать неожиданно, вдруг заметив машину, поэтому любое животное пугать клаксоном бесполезно и даже вредно. Тормозить при виде зверя на дороге не запрещается (при условии, что вы непрерывно контролируете ситуацию через заднее зеркало), а вот вилять рулем не рекомендуется. На высокой скорости это чревато переворотом, да и траектория движения животных непредсказуема — а реакция у них куда резче нашей! Объезжая собаку, вы можете четко в нее попасть.

Ну, а в остальном — не считая животных, ямы и разметку, запрещающую обгон — езда по трассе — это большое удовольствие. Не забудьте убрать утепляющую картонку Russian winter tuning, переобуться в летние покрышки и взять с собой друзей. Удачного пикника! И непременно потушите за собой костер и увезите мусор.