Соседей важно понимать и поддерживать

Россия и Монголия развивают сотрудничество в сфере образования
Рабочая онлайн-встреча руководителя представительства Россотрудничества в Монголии Амгалана Базархандаева с ректором Иркутского национального исследовательского технического университета Михаилом Корняковым состоялась на прошлой неделе 26 января. Центральный вопрос переговоров — открытие подготовительного факультета ИрНИТУ на базе Российского центра науки и культуры в Улан-Баторе, где монгольские абитуриенты смогут получить базовые знания по русскому языку и профильным предметам.

Подготовка к вузу «без отрыва от Родины»

Участниками телемоста, особую значимость которого подчеркивают и в ректорате Иркутского политеха, и в монгольском подразделении Россотрудничества, стали не только первые лица двух организаций, но и внушительный круг специалистов — те, кто потом на практике будет воплощать перспективную для укрепления партнёрства идею.

Вместе с руководителем представительства Россотрудничества в Монголии Амгаланом Базархандаевым со стороны Российского центра науки и культуры (РЦНК) в г. Улан-Баторе в дискуссию включились директор Института открытого образования на русском в Монголии Даяна Борисова, методист Института открытого образования на русском в Монголии Валерия Васильева, а также начальник отдела по работе со СМИ и маркетингу Сюзанна Октай.

ИРНИТУ на встрече представляли ректор Михаил Корняков, проректор по международной деятельности Дмитрий Савкин, руководитель дирекции международной деятельности Степан Быков, руководитель центра онлайн-образования Никита Лукьянов и руководитель департамента гуманитарных наук Байкальского института БРИКС Светлана Латышева.

Сергей Лавров осенью 2020 года отметил: российская сторона безусловно оценила, что первое лицо монгольского МИДа Нямцэрэнгийн Энхтайван выбрал Россию в качестве первой страны для своего зарубежного визита. «Это показывает, какое значение мы придаем отношениям с Россией», — прокомментировал глава монгольской дипломатии, подчеркнув, что договор открыл широкие возможности во всех отраслях сотрудничества на принципах равноправия.

Предметом встречи стало открытие подготовительного факультета ИрНИТУ на базе Российского центра науки и культуры в столице Монголии. Запланированный пилотный проект, детали которого также обсуждались, — запуск полугодовых онлайн-курсов русского языка уровня B1 (400 академических часов) от ИрНИТУ. Программа включает изучение языка специальности и профильных предметов.

Появление новой образовательной структуры обеспечит монгольским абитуриентам возможность получить базовые знания по русскому языку и ключевым предметам, не выезжая за границу. Таким образом они смогут поступить на 1 курс желаемого университета, существенно оптимизировав при этом расходы. Более крепкие знания первокурсников по русскому языку помогут им успешнее адаптироваться в новой среде , а основательная профильная база — эффективнее усваивать знания, от которых напрямую зависит успех в будущей профессии.

Язык — путь к знаниям

На базе РЦНК в Улан-Баторе, как известно, функционирует Институт открытого образования на русском в Монголии. В институте организованы курсы русского языка для разных уровней подготовки.

«Основной задачей этого отдела является укрепление позиций русского языка и продвижение Российского образования в Монголии, — объясняют представители РЦНК. — Обучаясь на курсах, слушатели готовятся к прохождению отборочных испытаний по русскому языку в период проведения отбора иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, на право получения образования в России за счет бюджетных ассигнований Правительства Российской Федерации. А открытие подготовительного факультета ИрНИТУ на базе РЦНК даст возможность подготовки и по профильным дисциплинам».

Монголия — в списке лидеров, когда вспоминают масштаб сотрудничества в сфере образования периода СССР. Данные суммарного анализа численности иностранных граждан, получивших образование в советских вузах в 1950/1951–1985/1986 академических годах, приводит статистический сборник «Экспорт образовательных услуг»: Союз обучил более 16,5 тысяч монгольских студентов.

На сегодняшний день существует 32 Центра русского языка при РЦНК в столице и аймаках Монголии. Им оказывается не только информационная и методическая поддержка со стороны Института открытого образования на русском в Монголии, но и в полной мере обеспечивается необходимый объём учебной и художественной литературы для изучения русского языка с целью дальнейшего поступления в российские вузы по квоте Правительства Российской Федерации. Директора ЦРЯ при РЦНК активно организуют большие мероприятия, охватывающие не только отдельные школы, но и целые аймаки Монголии.

Благодаря центрам русского языка дети получают возможность проявить творческие способности, участвовать в олимпиадах и онлайн-викторинах, посвященных русскому языку. Учителя, работающие в ЦРЯ при РЦНК, активно участвуют в вебинарах с докладами, в которых они рассказывают о способах преподавания русского языка монгольским слушателям, также они работают над популяризацией русского языка и культуры в Монголии посредством распространения информации о национальных праздниках и общем культурном многообразии Российской Федерации.

Олег Усов
Тонкости поступления

В настоящий момент осуществляется регистрация кандидатов, желающих получить высшее образование в одном из вузов России. Регистрация для участия в конкурсном отборе на бесплатное обучение в России в 2021/2022 учебном году открыта в период с 20 января по 20 февраля 2021 года для иностранных граждан и лиц без гражданства, а также российских соотечественников, постоянно проживающих за рубежом.

В указанный период кандидатам необходимо зарегистрироваться на сайте https://edu.rs.gov.ru, заполнить анкету, выбрать желаемую образовательную программу в университетах России (до 6 университетов, располагая их в порядке приоритета) и приложить скан-копии всех необходимых документов.

Прямая речь
Амгалан Базархандаев, руководитель представительства Россотрудничества в Монголии

— Отношения между Россией и Монголией всегда носили дружественный и добрососедский характер. Не одно поколение россиян были так или иначе связаны с этой страной, у многих родственники проходили здесь службу, работали в составах бригад советских специалистов, в народном образовании, в медицине. Наши граждане следят за успехами современной Монголии, повышается туристический и научный интерес к ней, окрепли и активизировались приграничные связи. Либерализация визового режима в 2014 году благотворно сказалась на развитии взаимовыгодных деловых, культурных и туристических контактов.

Российско-монгольский диалог на высшем и высоком уровнях также как никогда активно развивается, поддерживаются постоянные контакты между первыми лицами наших государств, «на полях» крупных международных мероприятий. В ходе официального визита президента Российской Федерации В. В. Путина в Улан-Батор 2-3 сентября 2019 г., приуроченного к 80-летию победы на р. Халхин-Гол, был подписан уникальный для российского и монгольского права бессрочный договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Монголией. Он ознаменовал выход наших отношений на качественно новый уровень. Отмечаются определенные успехи на торгово-экономическом, культурно-гуманитарном треках. Требуется дальнейшее изучение и обсуждение вопроса по планам строительства в Монголии ГЭС на водосборной территории р. Селенга, в том числе на р. Эгий-гол.

Несомненно, за последние 30 лет многое изменилось, но сфер сотрудничества, в которых мы могли бы преуспеть, стало даже больше. Россия и Монголия — добрые соседи и надежные партнеры. Надеюсь, двусторонние отношения продолжат динамично развиваться на благо народов наших стран.

Михаил Корняков, ректор ИРНИТУ

— Идея совместного проекта возникла на нашей встрече с Амгаланом Ринчиновичем в РЦНК в Монголии в октябре 2019 года. Создание подфака одним из ведущих технических университетов России в связке с РЦНК позволит, на наш взгляд, усилить подготовку монгольских кадров по русскому языку, а наличие у ИРНИТУ центра тестирования даст монгольским ребятам возможность сдать экзамен на сертификат ТРКИ и поехать учиться в любой университет России.

В перспективе возможно организовать преподавание и специальных дисциплин в монгольских школах — робототехники, информатики, физики, основ искусственного интеллекта и машинного обучения — на русском языке. И именно к этому мы будем стремиться. Да, англоязычное образование и изучение китайского языка очень активно проникает в Монголию, однако активные действия ведущих российских университетов в связке с РЦНК позволят укрепить позицию России на образовательном рынке дружественного соседнего государства.