Соревнования в бассейне с ракушками

Почему бы не искупаться в жаркий летний денек? На соревнованиях по джип-спринту «Кочкодром», прошедших 10 августа на Солдатском карьере в Шелеховском районе, автолюбители плескались в воде вместе со своими машинами — сразу несколько участков им приходилось преодолевать буквально вплавь. Но, так как грунт там довольно жесткий, застревали лишь единицы. Хотя воды нахлебались не только новички, выехавшие на свой страх и риск на «легковушках» без шноркеля, но и явные старперы, которые сразу же после прохождения дистанции занялись реанимацией своих авто.

По словам Дмитрия Кириленко, свой вездеход он собрал из двух полусгнивших машин, доставшихся ему в наследство еще в 12 лет.

Соревнования «Кочкодром», организованные off-road клубом «Протектор», проходят уже в восьмой раз, и интерес к ним с каждым годом только увеличивается. На карьере Солдатский в воскресенье 10 августа был полный аншлаг: участники (около 60 экипажей) толпились в ожидании своего звездного часа, а нескончаемый поток зрителей занимал места в «амфитеатре» — расположенные кругом скалы стали отличной обзорной площадкой. «Кочкодром» славится прежде всего своей автолюбительской тусовкой.

Участники с любопытством разглядывали экземпляры друг друга, а если кто-то из прошедших дистанцию вдруг затевал экстренный ремонт, ему спешили на помощь.

«Мы двигатель сушим, все у нас в воде. Откатались в «Стандарте», собирались в «Туризм» пойти (автомобили могли принимать участие сразу в нескольких классах — Аl), а мотор не заводится», — рассказывают штурман Данил и пилот Леха.

— А, может, не стоило такую машину мочить? — спрашиваю я, указывая на Land Rover.

— Ну а что, нужно было сидеть на лавочке, семечки щелкать?! — возмущаются мои собеседники. — Лучше уж проехаться, помочить, а уж потом вот так повозиться. Ничего с машиной не случится — просохнет и дальше поедет, куда денется.

Рядом происходит не менее интересный процесс — с Land Cruiser снимают шноркель и приделывают его к «ГАЗ-69». Как пояснили водители, все в их автомобилях взаимозаменяемо — можно снять необходимую деталь с одной машины и приделать к другой.

Гонка штурманов и подводных лодок

Сами соревнования проходили достаточно зрелищно. Многие водители, особенно из класса «Экстрим», управляли словно не автомобилями, а подводными лодками. Некоторые водители даже находили после преодоления водной преграды у себя в салоне маленькие раковины с моллюсками.

Несмотря на то, что труднопроходимых мест на трассе было достаточно, капитально застревали лишь единицы. Один раз села в лужу в буквальном смысле слова неподготовленная легковушка. А у другого автомобиля неожиданно сломался тросик газа. Но водитель быстро устранил неисправность и совершил повторный заезд.

«Это не «Кочкодром» прошлого года, где почти каждую машину эвакуаторы покатали», — замечает один из участников. Действительно, предыдущие соревнования, состоявшиеся 21 сентября 2013 года на объездной аэропорта в микрорайоне Солнечный, проходили утомительно как для гонщиков, так и для зрителей. Особенности трассы, проложенной вдоль болотистой местности, усугубил дождь — он сильно размыл один участок пути. Поэтому абсолютно все автомобили (кроме самых первых) застревали в одном и том же месте, и их приходилось по очереди вытаскивать эвакуаторами. Из-за этого мероприятие сильно затянулось и потеряло свойственную автогонкам динамику.

В Солдатском карьере «Кочкодром» прошел в третий раз, и для того, чтобы уже знакомые бывалым участникам соревнований условия не показались слишком скучными, было введено одно новшество. Водителям не разрешалось изучать трассу перед соревнованием, они проезжали маршрут вслепую. Преодолеть все сложные участки им помогали штурманы, у которых была возможность пройтись по трассе перед заездом. Таким образом, исход соревнований зависел во многом от их внимательности, наблюдательности, оперативности и умения быстро бегать. Прямо у финиша автомобилистам приходилось преодолевать деревянный мост — помощнику нужно было вылететь из машины и скоординировать движения водителя, а потом залезть обратно в авто. Один участник соревнований за эти доли секунды успел усиленно поматерить своего напарника, другой автомобилист чуть было не наехал на штурмана — он был не в силах ждать, пока тот проведет необходимую манипуляцию. К результату последней команды комиссары даже прибавили штрафные 15 секунд за то, что штурман не успел полностью перебежать мостик.

Газу до отказу

Мотоциклистов в этом году на «Кочкодроме» не было. По словам организаторов, не удалось собрать достаточного количества желающих. Зато с квадроциклами, в отличие от предыдущих гонок, повезло больше — в соревнованиях на этом виде транспорта принимали участие семь человек.

Иркутянин Алексей Павлин, занявший в квадро-классе третье место, ездит на мотовездеходе Side by Side марки Artic Cat. Экземпляр существенно доработан и подготовлен к длительным путешествиям: установлены защиты, расширители арок, шноркели, подогревы сидений и дополнительные экспедиционные багажники, произведен тюнинг подвески.

«Этот вид транспорта просто идеально подходит для путешествий и семейного отдыха: мы с женой (она на квадрике, а я на эндуро) уже побывали на озере Хубсугул, в долине потухших вулканов. В соревнованиях участвую в первый раз. Решил проверить технику и свои силы, — уточняет Алексей. — Воды на трассе много, едешь как в бассейне. Но газу до отказу, — и нормально проезжаешь, ведь грунт достаточно жесткий».

Как уточнил другой участник соревнований, Евгений Ковалев, занявший первое место в классе «Стандарт», самым сложным было не вылететь на скорости за ограждения.

«Пока у меня нет шноркеля, мы слегка нырнули, но, слава богу, каким-то чудом пролетели брод на скорости. А вообще, все в жизни преодолимо… Я вот третью стадию рака преодолел», — как бы между делом, но не без чувства гордости заявил Евгений.

«Мой автомобиль для меня — это как отдушина. Я принимаю участие практически во всех местных автогонках — на соревнованиях по трофи-ориентированию «МайOFFка» занял первое место в своем классе, на гонках в Нижнеудинске — второе», — рассказывает он о своих успехах. Его внедорожник Suzuki Jimny вполне адаптирован для длительных соревнований: стоят 30-е колеса, установлены силовые бампера, блокировка на заднем мосту, тросы, защищающие стекло для веток, «люстра» на 120 ватт.

Слабый, но легендарный

Как отмечает другой участник «Кочкодрома», Владимир Хаматаев, испытывать свои силы в различных соревнованиях — удовольствие не бесплатное. Для этого потребуется около 5-6 тыс. рублей. Необходимо залить полный бак бензина (особенно, если это длительные гонки), плюс оплатить взнос (на соревнованиях, организованных клубом «Протектор», он составлял 1500 руб. + страховка на экипаж размером в 200 руб.), а также провести ремонт как перед заездом, так и после него.

«Как вернусь с соревнований, буду менять масло во всех агрегатах, кроме двигателя — у меня все в воде», — серьезно заявляет Владимир.

Land Cryser 89-го года выпуска, который автолюбитель приобрел в весьма плачевном состоянии, доработан весьма основательно: колеса внушительных размеров, две блокировки, усовершенствованная подвеска, усиленные бампера, лебедка. Для облегчения веса машины Владимир убрал из салона всю обшивку. «У меня стоит легендарный «тойотовский» дизельный двигатель 2L-T. Правда, многие считают его ошибкой японского автопрома, все-таки он немного слабоват. Я сегодня во время соревнований два раза умудрился с ним заглохнуть, но менять пока его не собираюсь, — уверяет Владимир. — Также было сложновато проехать трассу без гидроусилителя руля. На некоторых участках пути боялся, что не войду в поворот — выбьет руль. В будущем планирую приобрести рулевой демпфер, который будет сглаживать удары».

До Land Cruiser у Владимира была уазовская «буханка», которую он тоже усиленно подготавливал к условиям бездорожья. «Качество российского автопрома не на самом высоком уровне, он значительно уступает «японцам». И, к слову, детали на японские автомобили даже дешевле, чем на наши. Как-то пробил у своего «крузака» бак, он от старости развалился, купил новый за полторы тысячи. Ради интереса посмотрел — на 53-го газика бензобак стоит целых 10 тысяч».

Но ценовая политика советских машин ничуть не смущает другого участника «Кочкодрома», Дмитрия Кириленко, который отреставрировал «ГАЗ-69» 71-го года выпуска. Как рассказал автолюбитель, он собрал этот экземпляр из двух полусгнивших машин, доставшихся ему в наследство еще в 12 лет. На техническую доработку ушло около пяти лет. В будущем Дмитрий планирует поменять тент автомобиля, находящийся сейчас в плачевном состоянии. А вот устанавливать стекла пока не собирается — по его словам, так даже зимой нормально ездить, от двигателя идет тепло. По городу он передвигается уже давно, а вот в соревнованиях участвует впервые.

Помимо новичков, для которых гонки на Солдатском карьере стали дебютом, немало было на «Кочкодроме» и «тертых калачей». Корреспондент АL встретился на соревнованиях с некоторыми автолюбителями, которые уже становились героями наших публикаций: автоконструктором Сергеем Купальным, автоледи Екатериной Мартыновой и другими. Все-таки автомобильные соревнования — вещь затягивающая. Один раз поучаствуешь и потом уже не можешь остановиться.