Сопоставить на место

Глава Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Игорь Артемьев, прибыв в Иркутск, предложил местному управлению ведомства использовать для доказательства ценового сговора четырех авиаперевозчиков, выполняющих рейсы Иркутск — Москва, так называемую таблицу сопоставимости. Документ, анализирующий цены на маршруты сопоставимой протяженности в России и за рубежом, подготовлен ведомством в конце прошлого года. Воспользоваться советом придется совсем скоро: в арбитраж Иркутской области поступила жалоба одного из обвиненных в сговоре перевозчиков — ОАО «Авиакомпания „ЮТэйр“». Эксперты не верят, что УФАС добьется успеха в суде.

Вопрос ценообразования авиабилетов на маршруте Иркутск — Москва — Иркутск будет проанализирован ФАС. «После того как мы заглянули в билеты, мы с Голомолзиным (замглавы ФАС) договорились, что заглянем в таблицу сопоставимости», — сказал глава ведомства Игорь Артемьев, находящийся в Иркутске в рамках международного конгресса «День конкуренции в России». Воспользоваться таблицей, подготовленной ведомством в конце прошлого года и представляющей собой сопоставление цен на маршруты примерно одинаковых расстояний в России и за рубежом, господин Артемьев предложил и руководителю местного управления ФАС Валентине Замориной.

Совет начальника может пригодиться иркутскому УФАС в ближайшее время. В арбитражный суд Иркутской области подана первая жалоба на августовское решение ведомства, в котором четыре крупных авиаперевозчика — ОАО «Аэро­флот», ОАО «ЮТэйр», ОАО «Сибирь» и ОАО «Уральские авиалинии» — были признаны виновными в ценовом сговоре. «Жалоба поступила от ОАО „Авиакомпания „ЮТэйр“ 9 сентября. Дата судебного заседания еще не назначена, в УФАС документы из суда пока еще не поступали», — сообщили „Ъ“ в пресс-службе УФАС по Иркутской области.

Расследование факта возможного сговора местное УФАС начало по заявлению физического лица в феврале. В июне было возбуждено дело, в августе четыре авиакомпании были признаны участниками сговора. «Тщательный анализ экономических фактов и данных, полученных в ходе проверки, подтвердил, что во втором полугодии 2012 года и в начале 2013 года четыре крупных авиаперевозчика демонстрировали модель группового поведения», — сообщало тогда УФАС, указавшее на негласно скоординированную ценовую политику именно на направлении Иркутск — Москва. «Тарифы на пассажирские перелеты по данному направлению придерживались в едином ценовом диапазоне, что не было обусловлено объективными обстоятельствами, в разной степени влияющими на экономическую деятельность этих компаний», — пояснял представитель ФАС. Характерно, что у всех авиакомпаний, установивших максимальные цены на билеты Иркутск — Москва, перелет в столицу из Читы, Красноярска или Улан-Удэ стоил значительно дешевле.

Авиакомпании с таким решением не согласны. Заместитель генерального директора «ЮТэйр» Лев Кошляков в беседе с „Ъ“ назвал обвинения в сговоре ничем не обоснованными: «Цена на услугу в рыночной экономике определяется балансом спроса и предложения, то есть условиями конкретного рынка — в данном случае Иркутска. Авиаперевозки по определению не могут быть дешевыми с учетом затрат на их выполнение, в том числе на обеспечение требуемого уровня безопасности полетов». Возражение перевозчика вызвало и предложение господина Артемьева сравнить цены на российских маршрутах с иностранными. «Все компоненты себестоимости в России значительно выше, чем у наших европейских конкурентов, поэтому билет в России не может стоить дешевле. Для Иркутска, как и для многих других городов, актуально, что минимум половина стоимости аэропортовых услуг уходит на борьбу со снегом и холодом. Кроме этого, у нас есть НДС, а вы вряд ли найдете хоть одну европейскую авиакомпанию, которая платит НДС в том числе на внутренние перелеты. У нас это списывается на себестоимость, соответственно добавляется к цене билета», — заявил господин Кошляков. По его словам, в России действует ряд других дополнительных сборов: таможенные пошлины на импорт воздушных судов, дополнительный 14%-ный налог на фонд оплаты труда летного состава.

Дата судебного рассмотрения жалобы авиакомпании еще не назначена. Эксперты предполагают, что у УФАС мало шансов на успех. «ФАС не доказала еще ни одного сговора ни на одном рынке. К сожалению, когда в бой с ведомством, которое по идее защищает интересы потребителей, вступают корпоративные юристы, ничем хорошим это для ФАС не заканчивается. К тому же стоимость этого конфликта впоследствии может опять отразиться в ценах авиа­билетов», — замечает руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.