Соленая тема

Иркутяне — народ упорный. Вот уже на протяжении нескольких лет инициативные граждане поднимают вопрос о запрете использования соли на дорогах и тротуарах. Так было и два года назад, и в прошлом году, и в нынешнем. Правда, это не тот случай, когда игра стоит свеч, а упорство вознаграждается. Специалисты из самых различных сфер приводят массу самых разумных доводов, сводящихся к простому факту: «соль, как антигололедный реагент, пусть и не панацея, но такой же доступной и безвредной альтернативы не существует». Корреспондент «АН» изучил тезисы по обе стороны баррикад и сделал свой вывод из ситуации.

Спецмашины, посыпающие дороги песчано-солевой смесью или поливающие жидким реагентом, люди в спецодежде, разбрасывающие с лопат на тротуары антигололедные смеси — картина, знакомая каждому жителю Иркутска. Правда, некоторым увиденное не внушает доверия. Поэтому уже несколько лет подряд на различных интернет-форумах появляются петиции с общей идеей «против соли на дорогах».

Люди спрашивают

Вот и в этом году сразу после новогодних праздников в одной из популярных социальных сетей, в сообществе, посвященном автомобилистам Иркутска, появилось сообщение следующего содержания (приводим в сокращенном варианте — АН):

«Уважаемые друзья, коллеги, экологи, автомобилисты, единомышленники!

В одной из популярных социальных сетей было опубликовано обращение, собравшее немалое количество комментариев.

В Иркутске на дорогах применяют химические антигололедные реагенты. Десятки тонн химии ежедневно выливается на дороги и тротуары областного центра, превращая проезжую часть в грязевую жижу. Ни в одной цивилизованной стране не льют на дороги химию и не посыпают их солью. В Иркутске даже в 20-тиградусные морозы улицы города обильно поливают химией. Весной уже сотни тонн химии попадет через ливневую канализацию напрямую в Ангару, мелкие водотоки, окрестные болота.

Отравление водотоков — это только часть экологической проблемы. Сотни тысяч автомобилей и обувь горожан в два раза быстрее приходят в негодность от химических реагентов и соли, высыпаемой на дороги и тротуары.

Существует еще и экономическая составляющая данной проблемы, а именно: автомобилисты, жители города несут огромные финансовые потери от порчи антигололедными реагентами их личного имущества — транспортных средств и обуви.

Всех, кому небезразлична экология нашего города, реки Ангара, мелких рек и окрестных болот, а также всех, кто хочет защитить свои автомобили и имущество от уничтожения, призываю не сидеть сложа руки!»

Стоит отметить, что авторов петиции поддержали далеко не все комментаторы. Кто-то интересовался мерами, которые могут предложить инициаторы народного голосования взамен так называемой «химии». Кто-то и вовсе скептически отнесся к данному призыву. Приводим ряд высказываний с сохранением авторской орфографии.

Рекация пользователей на обращение, как обычно в сети, неоднозначная.

«Столько слов… Интересно, хоть кто-нибудь из общественников эту «химию» на анализ сдавал? А то так рьяно утверждают, что это очень вредно, а по факту даже пробу не брали… С таким же успехом можно про хлорку в воде написать», — прокомментировала пользователь Наталья Гальфингер.

«Народ вы нормальные? Не сыпят плохо, сыпят, опять плохо! Вы что хотите то? У меня лично, почему то никогда авто не ржавеет, надо следить за ним просто, а не скидывать все на других! Для того чтобы вы знали… Не возможно убирая просто снег, сделать коэффициент сцепления асфальтобетона высоким. Сами же будете идти по тротуару и плакать, почему так скользко? Будет везде просто лед!!! А у нас люди ездить не умеют, понакупают стремных липучак. И катаются как на катке… И с чего вы взяли, что не где так не обрабатывают дорогу! Тут же большинство только языком нести в интернете могут. И еще, если вас так беспокоит природа, так какого… вы тогда ездите на авто, пользуетесь различными спреями, моющими средствами, покупаете товары в пластике и т.д. Потом же ваши отходы бегут в канализацию, а та в землю и т.д. Вам че вообще надо, вы сначало на себя посмотрите! Что вы хорошего сделали для природы, лично вы, а не писанина эта в нете», — возмущается пользователь с именем «Инкогнито Инкогнито».

«Тем, кто против реагентов, стоит прокатиться в Ангарск или Усолье. Там не поливают дороги химией и не чистят особо. А когда развернет поперек колеи, узнаете чего стоят ваши навыки вождения. В Иркутске при ГОЛОМ асфальте десятки аварий каждый день, а если не обрабатывать дороги то город задохнется в пробках», — добавляет пользователь Александр Никитин.

Специалисты комментируют

Для того чтобы убедиться в справедливости утверждений авторов обращения или же добыть факты, противоречащие высказанным тезисам, корреспондент «АН» отправился на территорию базы МУП «Иркутскавтодор». Именно эта организация убирает все городские дороги, тротуары и даже помогает управляющим компаниям в уборке дворов в экстренных случаях.

К слову сказать, никакой «химии» на площадке «Иркутскавтодора» обнаружить не удалось. Под огромным навесом хранится белая гора — самая обычная соль. «Можете взять пригоршню и дома в борщ насыпать. Это та же соль, что продается в магазинах», — предлагает начальник цеха общестроительных работ «Иркутскавтодора» Андрей Пономарев. Рядом с навесом — барханы мелкого щебня, практически песка. По площадке колесит трактор с ковшом — зачерпывает соль, перемешивает с песком, готовую смесь засыпает в кузова грузовых машин. Их вереница стоит в ожидании погрузки.

«Вот и весь секрет. Обычная соль и самый обыкновенный песок со щебнем — вот чем посыпаются наши дороги и тротуары, — комментирует Андрей Пономарев. — В готовой смеси соли не более 10%, то есть на тонну щебня мы берем максимум 100 килограммов соли. Все материалы местные: щебень из карьера в Шелеховском районе, соль — из знаменитого Тыретского соледрудника».

Кроме того, дороги поливают еще так называемым жидким реагентом. Это водно-солевой раствор, добываемый из скважин в Жигаловском районе.

По словам специалиста, альтернативные виды дорожной посыпки, конечно же, существуют. Однако в них содержится настоящая химия, да и стоимость подобных материалов гораздо выше.

«Если мы будем переходить на новые разработки, то никакого бюджета не хватит, чтобы зимой содержать городские дороги в достойном виде», — добавляет он.

Андрей Пономарев: «Если мы будем переходить на новые разработки, то никакого бюджета не хватит, чтобы зимой содержать городские дороги в достойном виде».

«В целом и соль и песок на наших дорогах используются уже много лет. Эта смесь соответствует всем принятым правилам и ГОСТам по борьбе с гололедицей. Ее используют на всех федеральных трассах. У смеси есть огромное преимущество — это один из наиболее эффективных способов борьбы с гололедом, а значит и действенная мера по снижению аварийности на дорогах в зимний период», — резюмирует Андрей Пономарев.

С тем, что нельзя отказываться от природных материалов для борьбы с гололедом, соглашается и доцент химического факультета Иркутского государственного университета Роман Жидков. «В Москве пытались экспериментировать, отказывались от реагентов. Но когда вслед за этим резко подскочило число ДТП на дорогах и травм среди пешеходов, эксперименты закончились, — приводит пример он. — Кто-то может кивать в сторону европейских стран, где городские дороги посыпают только песком и гравием. Однако не нужно забывать, что там существует жесткое ограничение скорости в 40 км/ч. Для нас, привыкших к большим скоростям, такая практика приведет к тому, что весь гравий из-под колес полетит в стекла и лакокрасочное покрытие. Недовольных будет гораздо больше, чем сейчас, когда достаточно просто чаще мыть машину, чтобы избежать какой-то коррозии или вреда от соли на дорогах».

Кроме того, по мнению Романа Жидкова, отказ от соли на дорогах нанесет гораздо больший ущерб экологии, чем ее применение: «В этом случае резко возрастет число аварий. А это означает, что в сточные воды попадает в разы больше технических жидкостей и масел, выливающихся из разбитых автомобилей».

Александр Потапов

Справка АН

Насколько распространена пескосоль?
Песко-соляные смеси используют в большинстве городов России, в том числе и в соседних Красноярске, Новосибирске. В списке таких городов значится и почти курортная Керчь, где зимние температуры не чета сибирским, а также Санкт-Петербург, чей бюджет может теоретически понести затраты и на более дорогие реагенты. В Москве финансовые возможности городской казны позволяют использовать дорогостоящий реагент бишофит (на основе хлорида магния, йода и других компонентов), а также недешевую гранитную крошку. Впрочем, от пескосоли в столице также до сих пор не отказываются.