Соединение контрастов

Озеро Байкал — это особый мир, который манит к себе людей со всего света. Мир непредсказуемой и суровой природы, наедине с которой человек забывает о повседневной суете. Одно из самых загадочных мест на берегах Байкала — Слюдянский район, расположенный на границе с Республикой Бурятия. Крутые склоны хребта Хамар-Дабан, непроходимая тайга и бесконечные просторы Байкала окружают эту территорию. Слюдянский район включает в себя два города — Слюдянку и Байкальск, два поселка городского типа — Култук и Байкал, а также три сельских администрации, объединяющих 27 населенных пунктов. Все они, расположенные на относительно небольшой площади, контрастируют друг с другом.

Главным туристическим объектом Слюдянского района является Кругобайкальская железная дорога, которая протянулась почти на 100 километров по берегу Байкала от станции Слюдянка-II до порта Байкал.

Мраморная Слюдянка

Если добираться до Слюдянки по железной дороге, то три часа в пути пролетят незаметно. Путешествия в электричках и на поездах бывают утомительными, но только не в случае, когда едешь на Байкал. Самое глубокое озеро в мире притягивает интереснейших людей. Зимой и весной элект­рички до Слюдянки всегда заполнены лыжниками, походниками и охотниками, которые с удовольствием рассказывают свои истории — смешные, удивительные и, конечно же, таинственные и мистические. Летом и осенью много ягодников, грибников и туристов — рассказов этой публики и вовсе не переслушать. В общем, в дороге не соскучишься.

Доехав до Слюдянки, всегда нужно хоть на минуту, но остановиться и полюбоваться вокзалом. Потому что это вовсе и не вокзал, а мраморный мини-дворец. Это единственный в мире железнодорожный вокзал, выполненный полностью из байкальского мрамора — белого, розового и серого. Уникальный памятник архитектуры построен итальянскими мастерами-зодчими более 100 лет назад. Вокзал прекрасен и в лучах дневного солнца и ночью, когда фасад здания освещается специальными прожекторами, а на перроне горят ажурные фонари.

В любое время года на станции Слюдянка высаживается большое количество людей. Трудно представить, сколько их уже встретил и проводил этот старинный вокзал!

Когда-то Слюдянка была рабочим поселком, но развивалась, росла и со временем получила статус города. Раньше здесь добывали слюду, теперь — мрамор. В окрестностях города находятся излюбленные места походников и туристов — мыс Шаманский (бывшее место поклонения бурят) и Пик Черского. До этих красивых мест можно добраться только пешком. Мыс Шаманский врезается в Байкал между Култуком и Слюдянкой, он похож на змею, ползущую по глади воды. Мыс производит необыкновенное впечатление, особенно когда стоишь на его отвесном берегу и видишь, как у твоих ног раскинулось необъятное Славное море, как еще называют Байкал.

Пик Черского — одна из самых популярных вершин Хамар-Дабана. Он находится на высоте 2090 метров, отсюда можно увидеть Байкал с высоты птичьего полета. Это потрясающее зрелище, такой простор и такую свободу можно почувствовать только в горах. Ежегодно на пик Черского поднимаются тысячи туристов, чтобы увидеть бескрайние воды. В Слюдянском районе есть и другие интересные вершины, на которых проложены туристические маршруты: пик Бабха (Байкальск), пик Тальцинский (Выдрино), пик Порожистый (Утулик). Походы по Хамар-Дабану очень живописные и для многих туристов довольно сложные. Горы таят в себе немало опасностей, так что нужно быть очень аккуратным, чтобы не попасть под сход лавины, не сорваться на крутых склонах. Любой поход в горы — серьезное испытание. Но оно того стоит!

Култукский острог

Добираться от Иркутска до Слюдянки на автомобиле — это целое приключение, на которое, испытав его однажды, не каждый соглашается вновь. Трасса по большей части преодолевает распадки и крутые подъемы. Практически сразу за Иркутском, после поселка Чистые Ключи начинаются опасные серпантины, отмеченные сотнями машин, ушедших под откос или под колеса большегрузов. Предельное внимание и самообладание требуется здесь не только от водителя, но и от пассажиров. Однако и без особых инструкций первые же десятки километров в прямом смысле слова крутой дороги отбивают у спутников настроение отвлекать водителя. Очередной вираж — и хочется зажмурить глаза от страха. Но ты не делаешь этого, чтобы не пропустить ни одного из открывающихся видов — сколь суровых, столь и потрясающих.

Кто-то, впрочем, получает удовольствие не от ландшафта, а именно от самой езды, умудряясь устраивать на серпантинах смертельно опасные гонки.

На култукской трассе есть особенное место — смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на Байкал и его побережье, на котором приютился небольшой поселок — Култук. Смотровая площадка находится на крутом спуске с Олхинского плато к побережью озера, местные жители облюбовали ее для торговли — продают омуля горячего и холодного копчения, пирожки с разными начинками, орехи — все это очень вкусно. Так что здесь можно остановиться отдохнуть от трудного пути и перекусить. А раньше в этом месте начинался Култукский острог, построенный в 1647 году казаками под командой Ивана Похабова. Этот острог старше иркутского на 14 лет.

Недавно у местных властей появилась идея восстановить Култукский острог, уже даже проект разработан. На смотровой площадке, где сейчас торгуют омулем, хотят сделать рынок в виде острожка — с частоколом и сторожевыми башнями. На берегу Байкала планируется создать гостевые дворы из бревенчатых домиков, ремесленные мастерские, придорожный трактир, магазины сувениров, автостоянки, обустроить берег для туристического отдыха. В общем, сделать из Култука культурно-туристический комплекс. Должно получиться очень интересно.

Но мы любим Култук и таким, какой он сейчас — вместе с его трогательными покосившимися домиками, пыльными дорогами, гоняющими на велосипедах мальчишками, неторопливыми рыбаками.

Легенды «Кругобайкалки»

Пожалуй, главным туристическим объектом Слюдянского района является Кругобайкальская железная дорога, которая протянулась почти на 100 километров по берегу Байкала от станции Слюдянка-II до порта Байкал. Это потрясающий инженерный комплекс из 38 тоннелей (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 17 галерей, более 500 мостов и виадуков. Раньше дорога была частью Транссибирской магистрали, сейчас это музей под открытым небом.

Уже много лет для туристов проводят экскурсии по «Кругобайкалке» (так сокращенно называют этот культурно-исторический памятник) на поезде. Но лучше прогуляться по старинной дороге пешком. Когда идешь по огромным темным тоннелям и задеваешь руками холодные стены, ты как будто прикасаешься к чему-то очень важному и таинственному, к истории создания этого шедевра, к человеческому труду, тяжкому труду.

Создавалась Кругобайкальская железная дорога в 1902-1905 годах — это было неимоверно сложно, ведь с одной стороны — крутые скалы, с другой — Байкал. КБЖД по сложности работ превзошла все построенные рельсовые пути в мире. Сейчас, когда смотришь на КБЖД, кажется, что тоннели и мосты вжились в байкальские скалы, и порой сложно понять, где дело рук человека, а где творение природы.

Кругобайкальская дорога за сто с лишним лет обросла множеством легенд. И одна из них гласит, что в годы Гражданской войны на КБЖД перевернулся поезд, на котором генерал Белой Армии Александр Колчак спасался от большевиков, прихватив с собой часть золотого запаса Российской империи. И сейчас, согласно легенде, «Золото Колчака» лежит на дне Байкала. Интересно, что летом 2010 года ученые пытались найти легендарное золото во время погружений на дно Байкала на глубоководных аппаратах «Мир», но ничего не нашли.

Экстремальный Байкальск

Любители зимнего активного отдыха непременно отправляются в Байкальск покататься на лыжах. Горнолыжный сезон здесь длится почти полгода — с ноября по май.

Каждый год Байкальск принимает десятки горнолыжников и сноубордистов. На склонах горы 11 трасс, различных по сложности, общей длиной 15 километров, работают семь подъемников. Для новичков есть учебные склоны, кроме того, можно ездить с инструктором. Для экстремалов-лыжников и сноубордистов создан сноупарк с трамплинами. С каждым годом горнолыжный курорт расширяет свои возможности: создает новые трассы, строит дополнительные подъемники, открывает новые бары и ресторанчики, в которых можно поесть и согреться глинтвейном или горячим чаем.

Помимо скоростных спусков с горы, можно просто погонять по Байкалу на снегоходе или на собачьих упряжках, попробовать подледный дайвинг: зимний подводный мир — это волшебная сказка. Можно прогуляться по местным окрестностям пешком или верхом на лошадях, порыбачить или поохотиться, например, на водоплавающую птицу или на зверя — в байкальской тайге водятся медведи, лисы, олени, ондатры, соболь. В общем, Байкал предлагает много интересных развлечений.

Впрочем, Байкальск привлекает внимание не только туристов и спортсменов, но и борцов за чистоту озера — на территории города расположен целлюлозно-бумажный комбинат, который почти 45 лет отравляет озеро промышленными отходами. С работой БЦБК связано немало скандалов, этот комбинат для Байкала, как чернильное пятно на белом листе. Остается надеяться, что в скором времени он будет закрыт.

В Байкальске очень активные местные жители. Кроме того, что они занимаются спортом и отлично катаются на лыжах и сноубордах, они постоянно придумывают какие-то новые «фишки». Например, два года подряд на берегу Байкала появляется ледяная баня, построенная по специальной технологии, позволяющей держать в ней высокую температуру. А рядом сделана ледяная юрта с прорубью, так что после горячих процедур можно окунуться в холодную воду. Баня освещается изнутри, а вокруг нее ледяные скульптуры. Очень красиво.

Еще одна придумка местных жителей — фестиваль клубники «Виктория», который проходит в июле и собирает вокруг себя несколько тысяч гостей из разных городов и стран. В этих краях выращивают огромную и сочную клубнику! Так и хочется ее съесть. Во время фестиваля ягоду продают целыми ведрами и тазами, а также приготовленные из клубники коктейли и морсы, пироги и пирожные. Во время фестиваля проводятся различные представления и конкурсы, так что это не только сладкий, но и веселый фестиваль.

Абсолютно разные территории слились в одном Слюдянском районе — это гостеприимная «мраморная» Слюдянка, экстремальный и изобретательный Байкальск, скромные поселки, такие как Култук, а также потрясающее творение человека и природы — Кругобайкальская железная дорога. И, конечно, связывает их — озеро Байкал, красоту и величие которого невозможно описать словами, ее нужно видеть.