Событие, от которого ждут результатов

Более 100 российских и зарубежных компаний стали экспонентами выставки товаров и услуг в рамках Байкальского международного форума партнеров, приуроченного к 45-летию Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири. Среди участников были как мировые гиганты, вроде Alibaba Group и «Яндекс.Маркет», так и малый и средний бизнес Иркутской области, Республики Бурятия, Красноярского края и Забайкалья, а также представители Москвы и Санкт-Петербурга. Были зарубежные гости из Монголии и Белоруссии, а также КНР.

–Выставка на площадке Сибэкспоцентра организована с фокусом на экспортно-ориентированные предприятия, — подчеркнул Алексей Соболь, президент Союза «ТПП Восточной Сибири». — Это значимая и масштабная профессиональная b2b платформа открытого типа, направленная на укрепление и расширение торгового сотрудничества Иркутской области с регионами России и странами мира. Это территория, на которой представлены новые разработки, товары, новые виды услуг. Это территория, где появятся какие-то новые контакты и, возможно, даже контракты.

По его словам, иностранные партнеры приехали в Иркутск с практическими целями — изучить потенциал предприятий Иркутской области, чтобы определить направления дальнейшего сотрудничества. Важно и то, что иркутские предприниматели были готовы к новому партнерству — от них поступило много заявок на выставку товаров и услуг, которая работала все дни проведения форума.

— Мы хотим найти зарубежных партнеров для трансграничной торговли, возможно, через электронные площадки «Алибаба», скажем через TMALL или «Таобао». Нам очень интересен рынок Китая, в свою очередь наши БАДы пользуются неизменной популярностью у китайских туристов, на выставках КНР наша продукция тоже вызвала заинтересованность, однако выходить самим на их рынок очень сложно и накладно. Тем более что импорт продукции из чаги и дигидрокверцитина в Китай жестко регулируется. Трансграничная торговля хороша тем, что налоги будут оставаться в России, а вопросы ввоза возьмет на себя покупатель. Мы участвуем не только в выставке форума, но и в презентациях, в том числе в рамках сессии, посвященной возможностям инвестиционного сотрудничества с компанией «Алибаба». А во второй день рассчитываем на сет переговоров b2b с теми, кто уже проявил интерес к нам здесь, на стенде, — подтвердила мнение руководства ТПП ВС Ольга Усольцева, директор по маркетингу ООО «СибПрибор».

Аналогичные ожидания от выставки и у компании «Уголь Сибири», продвигающей древесный уголь. У компании успешный опыт работ и с китайскими, и с европейскими партнерами, с потребителями в России, в том числе промышленными. Однако возможности производства значительнее, поэтому производители стремятся расширить рынок сбыта.— Выставки вроде этой позволяют не просто увеличить сбыт продукции, но и дают стимул к качественно иному развитию производства, подсказывают возможные новые направления для перепрофилирования, расширения ассортимента — под особенности спроса, — отметила управляющая предприятием Лидия Пшиченко.

— Подобный формат мероприятия, когда в одном пространстве проводится выставка, презентационная часть и есть возможность тут же провести переговоры, не только удобен, но и эффективен. Участники получают сразу несколько точек соприкосновения: есть возможность не только на словах познакомиться с товарами или услугами, но и потрогать, посмотреть, попробовать. Это ускоряет принятие решений. Я не удивлюсь, если прямо здесь участники заключат несколько контрактов. У нас, например, в переговорном процессе уже находятся три зарубежных клиента. И еще мы вышли на Торгово-промышленную палату Бурятии, будем делать предложения их участникам, а это примерно 600 компаний, на обслуживание по W-Сhat’у — это система расчетов, ориентированная на китайского туриста. Словом, мы результатами работы довольны, — констатировала Светлана Дмитриева, управляющая допофисом банка «Солидарность».

Алексей Соболь подчеркнул, что Торгово-промышленная палата Восточной Сибири часто объединяет в своих мероприятиях — как домашних, так и выездных — презентации, переговоры с выставками.

— Этот формат и продуктивнее, и доходчивее, поэтому мы использовали его, организуя форум. Мы вообще с самого начала поставили условие: никаких формальных отчетов, пиара ради пиара. Все внимание должно быть направлено на бизнес и его практические задачи: какие предложения есть у предприятия, в чем оно заинтересовано, в чем нуждается и что хотело бы найти на рынках Иркутской области, России в целом и других стран-участниц, — пояснил глава ТПП ВС.

Исходя из этого, организаторы подбирали участников, ориентируясь на взаимные интересы: торговые сети и производители, компании и банки, бизнес и институты развития.

— Мы приглашали в первую очередь предприятия малого и среднего бизнеса, причем не только те, которые уже ведут внешнюю экономическую деятельность, но и те, которые хотели бы выйти на международные рынки и имеют такой потенциал. Соответственно, под их потребности подбирали уже участников и из структур сопровождения: институты развития, которые имеют программы поддержки экспорта, банки, продвигающие программы международных расчетов, транспортные компании, логистику и хранение, юридические фирмы, имеющие опыт ведения международных контрактов, представителей международных торговых интернет-площадок. Таможню, международный арбитраж, патентное бюро — для ликбеза начинающим экспортерам и консультаций для тех, кто уже активно работает в ВЭД, — рассказали представители ТПП ВС.

Обеспечить столь широкое представительство помогли давние международные связи торгово-промышленной палаты с ТПП Монголии, Китайским комитетом содействия развитию международной торговли. Большую работу проделала Белорусская торгово-промышленная палата.

— Думаю, что это общение в течение трех-четырех дней было полезным для всех. Уже в завершение первого дня мы получили положительные отклики. Мы ожидаем большой результативной части по итогам форума. Без сомнения, такого рода встречи надо проводить регулярно, — резюмировал Алексей Соболь в конце работы БМБФ.

Елена Демидова