Снова правила меняются

C 1 июля 2015 года в ПДД и Уголовном кодексе начал действовать ряд важных для всех водителей поправок. В частности, теперь существенно ужесточается наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде, пешеходов обязывают носить светоотражатели в темное время суток за городом. Кроме того, ряд изменений касается ОСАГО.

Уголовный кодекс стал ближе к водителям, во всяком случае к недисциплинированным, пренебрегающим необходимостью садиться за руль в трезвом виде. С 1 июля наказание для таких автомобилистов становится уголовным. Правда, непосредственно преступлением будет считаться повторная поимка за рулем в пьяном виде или же повторный отказ от медосвидетельствования. Как уточняет газета «Коммерсантъ», под повторностью подразумевается нарушение, которое было совершено в течение года с того момента, как водителю вернули права после прошлого лишения прав за пьянку. К примеру, гражданин был пойман ГИБДД за рулем в пьяном виде 1 июня 2013 года, решением суда лишен прав с 1 августа 2013 года до 1 августа 2015 года (на два года). До 1 августа 2016 года нарушитель будет считаться наказанным — если в течение этого периода он снова сядет за руль пьяным, то его будут судить уже по новым статьям УК, а не по КоАП. Аналогичный принцип распространяется и на тех, кто ранее был судим по статье 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»).

Раньше всех подобных нарушителей привлекали к административной ответственности, а значит, могли лишить прав максимум на три года. Теперь суд может назначить штраф в 200—300 тыс. руб., обязательные работы на срок до 480 часов или реальный срок лишения свободы до двух лет.

В ГИБДД говорят, что проблема водителей, систематически садящихся за руль нетрезвыми, стоит довольно остро: только в Москве по итогам прошлого года, по данным «Ъ» 71 водитель привлекался за повторное пьянство за рулем, но гораздо больше — 756 — отказались от медосвидетельствования.

Следующий блок изменений направлен на участников дорожного движения, по своей или чужой вине попавших в ДТП.

Теперь в правилах детально и более понятно, чем раньше, расписан алгоритм действия водителей при аварии. Всего предусмотрено четыре сценария развития событий, которые приводит «Ъ».

В случае, если произошло ДТП с пострадавшими, водитель вызывает скорую помощь и полицейских, они оформят документы и дадут справку для страховой компании. Если поврежденные машины блокируют проезд, нужно зафиксировать на фото (или схематично) место ДТП, а также «следы и предметы, относящиеся к происшествию», после чего освободить проезжую часть. Впрочем, накануне представители ГИБДД на пресс-конференции все-таки не рекомендовали трогать машины до приезда полицейских (если в аварии есть пострадавшие), несмотря на заложенную в новых правилах возможность.

Второй вариант: пострадавших нет, но водители не решили, кто виноват в происшествии. В этом случае они обязаны, сфотографировав место происшествия, освободить дорогу (если машины мешают проезду), после чего позвонить в ГИБДД. Инспектор по телефону может разрешить оформить аварию на ближайшем посту или приедет сам.

Третий вариант: участники аварии сами договорились, кто виноват в происшествии, после фотосъемки они не вызывают инспектора, а отправляются на пост сами.

Четвертый сценарий, по сути, вытекает из третьего: он возможен, только если причиненный каждому из автомобилей ущерб не превышает 50 тыс. руб. В этом случае полиция вообще не нужна: водители сами рисуют схему ДТП, заполняют бланки извещений об аварии (прилагаются к полису ОСАГО) и направляют документы страховщику.

Такое оформление называется европротоколом — именно для его популяризации и были внесены изменения в ПДД. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2014 году доля убытков, урегулированных без справок из ГИБДД, составила 10,5% (ежегодно растет примерно на 1%). Большинство экспертов, склоняются к тому, что новые ПДД радикально ситуацию с европротоколом не изменят, потому что основная причина его непопулярности — во взаимном недоверии страховщиков и водителей (страховые постоянно подозревают автомобилистов в мошенничестве, автовладельцы боятся, что им ничего не заплатят после аварии). Именно по этой причине граждане даже при мелких авариях стараются вызывать инспекторов ГИБДД.

Еще один блок изменений в ПДД касается пешеходов. До сих пор правила рекомендовали гражданам «иметь при себе предметы со световозвращающими элементами» при движении по обочинам или по краю дороги в темноте.

С 1 июля в ПДД будет уточнено: вне населенного пункта пешеход обязан быть экипирован соответствующим образом, выбирая маршрут вдоль трассы. Это может быть одежда со светоотражающими элементами или специальные световозращатели в виде брелоков и браслетов на руке.

Любопытно, что до сих пор власти четко не объяснили, где граждане возьмут светоотражатели. Некоторая ясность есть по поводу экипировки детей. В ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» в 2013—2020 годах даже заложено 965 млн руб. на закупку 15 млн «световозвращающих приспособлений» для дошкольников и учащихся младших классов. Ранее ГИБДД направила в Минпромторг предложения изменить стандарт для пошива детской одежды, обязав производителей применять светоотражающие ткани и элементы, однако ведомство ответило отказом. В стандарте по производству ранцев эти требования уже учтены, но «они не особо исполняются», поясняла ранее «Ъ» президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агрэ. Со взрослыми ситуация остается совсем неясной, но в ГИБДД рассчитывают на пропаганду, а также на штраф: инспектор ГИБДД отныне будет вправе наказать пешехода, которого плохо видно на дороге без светоотражателя, на 500 руб. Эксперты считают, что норма эта на практике работать не будет, поскольку очень сложно доказать вину пешехода, кроме того, инспекторы ГИБДД в принципе крайне редко штрафуют пешеходов.

Наконец, последний блок изменений касается получения полисов ОСАГО в электронном виде, через интернет. Согласно ст. 15 закона об ОСАГО, физическое лицо подписывает заявление о приобретении страховки простой электронной подписью, юридическое лицо — усиленной квалифицированной электронной подписью, в итоге покупателю присылается «страховой полис в виде электронного документа». Таким образом, появится возможность приобрести страховку не выходя из дома и не брать с собой бумажную версию полиса в дорогу. Президент РСА Игорь Юргенс утверждает, что с 1 июля необходимо иметь либо полис ОСАГО старого образца, напечатанный на бланке строгой отчетности, либо распечатку электронного полиса (по аналогии с тем, как оформляются в электронном виде авиабилеты). Проверить достоверность электронного полиса, утверждают страховщики, инспекторы ГИБДД смогут по базе данных РСА, к которой с 15 июня ведомство уже получило доступ.

Эксперты считают, что на практике инспекторы будут все-таки требовать бумажные полисы, поскольку это заложено в действующих ПДД. «Получилось все, как обычно,— пояснил «Ъ» президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Закон об ОСАГО разрешает электронные полисы, а ПДД — нет. Формально закон имеет большую юридическую силу, чем правила, установленные постановлением правительства РФ. По сути, правы одновременно и страховщики, и гаишники. В результате водители будут спорить на дороге с инспекторами, а там уж как повезет. По уму надо вносить изменения в ПДД, менять формулировку, уточнять, что же такое страховой полис. А в идеале — вообще убирать обязанность возить с собой страховку: от нее одни неприятности. По базе данных договор ОСАГО уже давно можно проверить».

По словам Игоря Юргенса, продавать полисы в электронном виде является не обязанностью компаний, а их правом — о готовности использовать это нововведение уже заявили 22 крупных страховщика. «К настоящему времени осуществлена вся необходимая предстартовая подготовка для запуска электронных продаж полисов ОСАГО, с технологической точки зрения опасений никаких у РСА нет»,— заявил он. Продажа новых полисов в интернете начнется лишь с 1 октября.