Снежный коллапс Иркутску не грозит

На днях весь мир облетели кадры заметенных снегом улиц и площадей городов США и Европы, как и репортажи о тщетных попытках местных властей справиться со стихией. Понятно, что в городах, где обильные снегопады, да и вообще осадки в виде снега, редкость, организовывать и содержать специальную службу по борьбе с ними в принципе бессмысленно. Для жителей большинства городов России, в том числе и Иркутска, снег — явление привычное, как и понимание того, что с очисткой улиц и площадей кто-то обязан справляться. Снежная нынешняя зима вызвала шквал вопросов у иркутян, в том числе и у читателей АН. Сегодня на ваши вопросы отвечает директор МУП «Иркутскавтодор» Михаил Чайковский.

— Этой зимой жители Иркутска особенно часто возмущаются, почему медленно идет уборка улиц от снега. Неужели на предприятии стало меньше техники и людей?

— Техники и людей меньше не стало, даже наоборот — наш парк постоянно растет. На данный момент у нас в парке насчитывается 105 единиц техники. Если работы много, то оперативно привлекается еще дополнительно 50 единиц со стороны подрядных организаций. МУП «Иркутскавтодор» работает в круглосуточном режиме, в среднем в сутки на дороги выходит более 240 человек. Сегодня (9 февраля, на момент подготовки номера — прим. ред.) на уборке иркутских улиц работало четыре тракторных щетки, два грейдера, двенадцать погрузчиков, тридцать два самосвала, пять тротуароуборочных машин и более сорока единиц остальной техники.

Просто люди становятся более активными, все чаще используют социальные сети и СМИ для того, чтобы контактировать с городской властью и ее структурами, указывать на «узкие» места, задавать острые вопросы. Думаю, что это правильно, мы и должны работать в тесном контакте с людьми, обычными иркутянами. Поэтому любые высказывания в наш адрес только подвигают нас в сторону улучшения результатов.

Для нас одна из главных задач — обеспечивать чистоту проезжей части и безопасность на ней для участников дорожного движения.
Михаил Чайковский: «Для нас одна из главных задач — обеспечивать чистоту проезжей части и безопасность на ней для участников дорожного движения».

Моя позиция как руководителя предприятия — постоянно, раз за разом рассказывать жителям специфику нашей работы, чтобы не оставалось вопросов. К примеру, очень часто интересуются: каким составом мы обрабатываем дороги, что на них высыпаем. МУП «Иркутскавтодор» уже на протяжении нескольких лет использует только натуральные природные материалы — соль из Тыретского солерудника, щебенку, а также жидкий реагент — природный рассол, добываемый в Жигаловском районе на газовых месторождениях. За январь на дороги отсыпано отсева и щебня 13,9 тыс. тонн, соли — чуть более 1,6 тыс. тонн, использовано порядка 1,1 тыс. тонн реагента.

Не менее частый вопрос связан именно с солью. Понятно, что люди реагируют на это слово, беспокоясь о состоянии своих автомобилей, обуви и так далее. Однако

Так называемая «соль» в том виде, который использует наше предприятие, это пескосоляная смесь, в которой чистой соли лишь 10%. Этот состав не наносит вреда ни здоровью, ни имуществу граждан.

Еще одна тема, которая особенно часто поднималась в начале этой зимы, связана с качеством уборки городских дорог от снега. Не скрою, начало сезона для нас оказалось настоящим испытанием, особенно после снегопада в ночь с 3 на 4 ноября 2015 года, когда в течение нескольких часов выпала двухмесячная норма осадков. Работать приходилось напряженно, круглосуточно. Считаю, что мы свои обязанности выполнили оперативно. Об этом красноречиво свидетельствует такой показатель, как количество ДТП — в данный период он оказался на среднестатистическом уровне. Для нас одна из главных задач — обеспечивать чистоту проезжей части и безопасность на ней для участников дорожного движения. Вот приоритет. С этим мы справились. Конечно, у людей были претензии и к тому, что снег после уборки улиц некоторое время лежал в отвалах по обочинам. Однако у нас по уборке снежных отвалов существуют определенные нормативы, связанные с максимальным временем, дающимся на эту работу. В нормативы мы в итоге уложились.

— Февральское потепление принесло с собой грязь на дорогах. Как справляетесь с этим явлением?

— Единственное, как можно бороться с грязью на дорогах — это активно вывозить снег. В периоды потепления мы очищаем обочины, попутно обрабатываем проезжую часть антигололедными средствами и вывозим снег на официальный городской снегоотвал. Работа эта производится в основном ночью, когда технике не мешает припаркованный личный транспорт жителей. Уборка улиц происходит в хорошем темпе, сегодня, к примеру, мы убрали улицы Култукскую и Красногвардейскую, часть территорий в центре города, накануне расчищали улицы Каландаришвили, Ударников, Желябова и Радищева.

— Относительно недавно иркутяне узнали о том, что МУП «Иркутскавтодор» помогает управляющим компаниям в уборке территорий. Чем вызвана такая инициатива?

— Инициатива исходила от городских властей. Мэр Иркутска Дмитрий Бердников после общения с жителями разных округов пришел к выводу, что управляющие компании нуждаются в помощи со стороны компетентных специалистов. «Иркутскавтодор» в этом плане подходит как нельзя лучше, у нас высокая культура организации труда, основной костяк коллектива — люди старой закалки, которые просто не умеют плохо работать. Следует понимать: то, что мы убираем территории в ряде дворов, уличные лестницы, — не означает, что мы работаем вместо управляющих компаний. С ними у нас заключены договоры на обслуживание, согласно им оказываются услуги, поставляется техника. Процесс взаимовыгоден: с одной стороны, пополняется бюджет нашего предприятия, с другой — иркутяне видят чистые дворы без сугробов и заваленных снегом проездов. Нововведение людям нравится, жители районов, где мы работаем, отмечают улучшения. Кроме того, мы в ряде случаев стараемся идти навстречу просьбам жителей, бесплатно расчищаем территории вблизи некоторых общественных учреждений, например, школ.

Конечно, мы думаем и об увеличении объемов дополнительных работ. В настоящее время прорабатываются договоры с рядом частных предприятий по уборке их территории. В их числе — один из крупнейших в городе торгово-развлекательных центров с масштабной парковкой. Предприятие своими силами справляется с ее расчисткой и уборкой от снега недостаточно успешно, у горожан возникают нарекания. Мы же готовы квалифицированно выполнять все эти работы.

— Ранее озвучивались планы по приобретению новой техники, они остались в силе?

— Да, в ближайшее время «Иркутскавтодор» получит два трактора производства Минского тракторного завода с навесным оборудованием производителя из Перми. Эта техника надежна, экономична, а главное в восемь-девять раз дешевле именитых «Бобкетов» как в приобретении, так и в обслуживании. Уже до конца нынешней зимы новые белорусские тракторы выйдут на иркутские улицы, мы их тщательно протестируем, думаю, останемся довольны.

— Что сложнее: убирать город после снегопадов в начале зимы или разгребать грязь в ее конце?

— Конечно, сложнее уборка после снегопадов, которую необходимо проводить весьма оперативно, так как чистые дороги это, в первую очередь, безопасность для автомобилистов и пешеходов. Ну, а что касается вывоза снега, то при должном уровне организации этих работ особых трудностей не возникает. Ожидаю, что в этом сезоне мы расчистим город за две-три недели после начала снеготаяния. Потом у нас начнутся работы по прочистке ливневой канализации, подготовке ее к летнему периоду.

Александр Потапов