Снежных дел мастера из села Иргей

Рядом с учителями мы проводим 9–11 лет своей жизни. За это время чего только не происходит! Школьные годы — период, насыщенный эмоциями и событиями. Инициаторами чего-то неординарного чаще всего становятся сами педагоги. Конечно, им важно изо дня в день учить детей делить и умножать, помогать постигать прочие науки. Это главная миссия, но не единственная. Пример творческого подхода к своему делу и родной территории наши читатели заметили в селе Иргей Нижнеудинского района. Да, в глубинке для самореализации тоже можно найти простор. И других порадовать. Такими историями всегда хочется поделиться с другими, а общаться с людьми креативными, с фантазией — чрезвычайно интересно.

Яркий рукотворный повод для радости появился у учеников муниципального общеобразовательного учреждения «Иргейская средняя общеобразовательная школа». После каникул ребятишек на школьном дворе встретили сказочной красоты экзотические… животные! Тигр, бегемот, слонёнок и другие обитатели ненашенских лесов и прерий как будто в одночасье выросли здесь, хотя никто их не привозил. Фигуры появились благодаря изобретательности и рукам учителей, а также техперсонала школы.

Мы поговорили с директором Татьяной Суровцевой об этом сказочном снежном городке, о том, как на селе жить хорошо, и о людях, в которых горит внутренний огонь, поддерживая их самих и согревая окружающих. Кстати, Татьяну Анатольевну совершенно точно можно назвать патриотом своей малой родины: она всю жизнь работает в родном селе, здесь вышла замуж, стала мамой (дочка уже учится в «педе» — пошла по родительским стопам). А несколько лет назад стала мамой для большой школьной семьи — возглавила иргейские школу и дошкольную группу.

— Пока все пребывают в некотором унынии, упадке, апатии из-за нескончаемой пандемии и других проблем, вы не только образование даёте детям, но ещё и находите время, желание, возможности для поднятия духа. Недавно читатели прислали нам в редакцию необыкновенно жизнеутверждающие своими красками фотографии снежного зоопарка во дворе вашей школы и детского садика. Как появилась такая идея?

— Эта традиция у нас в районе существует много лет. Уже десять лет среди образовательных организаций проводится конкурс на лучшее оформление двора. В нём принимают участие все школы и дошкольные учреждения Нижнеудинска и района. Жюри оценивает, как подготовлен двор, и потом на конференции победителям вручают грамоты и благодарности. Летом у нас тоже проходит конкурс на лучшее оформление школьного двора. В 2021 году наша школа стала победителем в номинации «Лучший летний школьный двор». Мы разработали интересный проект ландшафта, разбили различные рокарии, клумбы, делали рабатки (вид цветников. — Прим. авт.), высаживаем много цветов. Создаём и дополнительные элементы украшения — колодцы, домики с необычным дизайном. Что-то подсматриваем в Интернете, что-то придумываем сами. У нас в коллективе работают творческие люди. Зимой, в декабре, строим снежный городок. В этом году тема была такая: символ года в мультфильмах. Мы посмотрели много мультиков про тигрёнка. В итоге решили остановиться на «Тигрёнке на подсолнухе» и на сказке «По дороге с облаками». Слепили сказочных персонажей из воды и снега. А сверху раскрасили их красками.

— А кто эти фигуры слепил?

— Учителя, работники школы. В прошлые годы родители и ученики подключались, а в этом стояли сильные холода — мы не стали морозить детей.

— Вы сначала делаете эскиз?

— В Интернете мы подсмотрели только, как создать фигуру тигрёнка. Но все используют разную технологию лепки. У нас же она проверена годами: снег смешиваем с водой и лепим скульптуру как из пластилина. Учитель начальных классов и учитель изо делают набросок персонажа. А потом подключаются все: кто-то лепит, кто-то снег и воду носит. Технический персонал — вахтёры, уборщики служебных помещений — у нас очень творческие девчата. Они тоже имеют фантазию и художественное видение. В этот раз они слепили бегемота, слонёнка и тигрёнка.

— В сильные морозы не страшно было заниматься такой работой?

— Мы лепили понемногу, порциями: поработали — перерыв на чай, согрелись. Это же создаётся не за один день. Три дня над сказочными героями трудились 20 человек, практически весь коллектив школы.

— А дети как реагировали на появление такого снежного зверинца?

— Они смотрят на героев мультиков, бегают вокруг них, играют. Особенно младшеклассники и дошколята. Помимо скульптур мы делаем ещё и снежный лабиринт. Дети заходят в него, ищут нужные дорожки к выходу. Радости и смеха — море! Делаем мы и снежные горки, и свою лыжню. У нас большой приусадебный участок. Летом на нём выращиваем овощи: помидоры, перцы, огурцы, картофель, капусту, свёклу, морковь, лук — всё для питания школьников. Малины, смородины много, виноград есть. Ягоду собираем, замораживаем, морсы всю зиму варим детям. Так что авитаминозом никто не страдает.

— Принято считать, что у горожан намного меньше проблем по сравнению с сельчанами. Тяжело сегодня жить на селе?

— У нас, бесспорно, есть свои проблемы. Например, мы находимся от районного центра почти в 100 километрах. Сложно добраться до Нижнеудинска. Тем не менее жители с этой проблемой справляются. У многих есть машины. Есть такси, на котором можно доехать до вокзала. Интернет есть, техническая оснащённость школы нормальная. А ещё у нас прекрасный Дом культуры, который недавно отремонтировали. Приезжают артисты, музыканты с концертными программами. Работают различные кружки для детей. Обидно, что детей у нас в селе с каждым годом становится меньше. Сегодня в нашей школе обучаются 54 ребёнка, в прошлом году был 61 ученик. Только девять классов набрали в этом году, старших нет. Все выпускники после девятого уехали учиться в техникумы и колледжи.

— Кроме внутреннего горения, который я чувствую даже за сотни километров (мы общаемся по телефону. — Авт.), какие у вас есть ещё мотиваторы? Из чего черпаете вдохновение и оптимизм?

— Участвуем в различных муниципальных и всероссийских конкурсах. Наша школа является инновационной площадкой для реализации проекта агробизнес-образования. На нашем пришкольном участке проводим различные эксперименты, исследования. Так что нам скучать некогда, мы не чувствуем никакой безысходности. Любим свой Иргей, любим свою работу, любим детей. А ученики у нас особенные — аккуратные, вдумчивые, никогда не портят ничего, не ломают, бережно ко всему относятся. Никто не пишет на партах или стенах. Может, это потому что у нас небольшой коллектив, атмосфера домашняя. Все классы оформлены как игрушки. Ради этого учителя задерживаются вечерами. Все мы тут энтузиасты, можно сказать, живём школой. Каждого ребёнка видим, к каждому стараемся найти подход. Стараемся воспитывать доброе и светлое в наших учениках.

Екатерина Санжиева
Фото из архива средней школы села Иргей